Откуда в центральной части России взялась старая подводная лодка, если моря вокруг и днем с огнем не сыскать? Дело в том, что появилась она под Тольятти в результате уникальной операции, которая имела место быть почти 15 лет назад. Самое время узнать, как это было и для чего лодка Б-307 понадобилась посреди поволжских степей.
Подлодка была списана в 1990-е. /Фото: livejournal.com.
Субмарина Б-307 – это советская дизельная подводная лодка, которая была построена на верфи «Красное Сормово» в 1980 году в рамках проекта 641Б «Сом». Осенью того же года ее спустили на воду, после чего она заступила на боевое дежурство в первый месяц зимы. Подлодка должна была отработать не менее 22 лет. Однако в начале «лихих 1990-х» она встала в верфь на ремонт. Из-за недофинансирования проекта отремонтирована Б-307 была менее, чем на 90%. В итоге на судне спустили флаг и отправили его на кладбище, доживать свой век и ожидать утилизации.
Сначала ее транспортировали буксирами. /Фото: livejournal.com.
В 2003 году Б-307 была продана Техническому музею имени Сахарова в Тольятти за 768 тысяч рублей. Уже 1 ноября вышла на буксирах из Кронштадта и двинулась через шлюзы по Ладожскому, Онежскому и Белому озеру. Переход составит 2 200 км. В Санкт-Петербурге во время транспортировки Б-307 прошла 8 разводных мостов. Кроме того, судно преодолело 22 шлюза, причем 8 из них имели ширину в какие-то 17.7 метров. Часть пути 307-ой пришлось проделать по суше.
А потом при помощи настила и тягачей по суше. /Фото: smartage.pl.
Для этого был изготовлен специальный настил «лыжа» длиной 91 метр, который полностью повторял контуры подводной лодки. Благодаря ему стала возможно сухопутная транспортировка на расстояние в еще 4.5 км. На сушу субмарину вытащили осенью 2004 года, а передвижение подлодки начали зимой 2005. Тянуть судно пришлось 9 военным тягачом БАТ, который специально для данной задачи пригнали с Тоцкого полигона.
Так подлодка стала экспонатом технического музея. /Фото: drive2.ru.
В ходе сухопутного этапа транспортировки подводная лодка Б-307 преодолела автомобильную магистраль Тольятти-Приморский и канал сточных вод местных химических заводов. В итоге 22 апреля 2005 года субмарина добралась до места назначения, где потребовалось еще 15 часов и 20 минут для ее установки и фиксации. После этого 307-ая стала одним из самых ярких экспонатов здешнего технического музея.
Стоит здесь она по сей день. /Фото: livejournal.com.
В продолжение темы читайте про то, откуда на советских субмаринах брались крысы, и как с ними боролись.