Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Как и почему Ту-154 стал хозяином советского неба



Ту-154 по праву называют лучшим гражданским самолетом, созданным в СССР. Был он разработан в конструкторском бюро А. Туполева в конце 60-х гг. прошлого века. Это первый самолет, который сделали с нуля сугубо для гражданской авиации. Ему же принадлежат рекорды по вместимости пассажиров, дальности, количеству перелетов и надежности. Рассказываем, как создавался лайнер и в чем превзошел своих конкурентов.


1. Зачем понадобился новый самолет



В 60-х появилась необходимость в создании нового пассажирского самолета

В 60-х появилась необходимость в создании нового пассажирского самолета

В 60-х гг. начался золотой период развития советской промышленности. К этому времени страна окончательно устранила страшные последствия прошедшей войны и приступила к решению амбициозных задач.

Особенно бурное развитие отмечалось в авиастроении. Каждый год конструкторские бюро выдавали новые модели военных самолетов, которые превосходили предшественников по всевозможным показателям. Активно внедрялись новейшие технологии и оборудование. Темп разработок был таков, что самолеты считались устаревшими спустя 3-5 лет после появления на свет.

Не отставала и гражданская авиация. Например, в 1955 г. появился Ту-104, а спустя 5 лет он уже считался морально устаревшим. То же самое касалось и других гражданских самолетов. На тот момент вместе с Ту-104 активно использовались Ан-10, Ил-18. Все они принадлежали к одному классу и имели приблизительно похожие характеристики.

Ту-104 уже в начале 60-х годов считался морально устаревшим лайнером

Ту-104 уже в начале 60-х годов считался морально устаревшим лайнером

Но из-за различия в конструкциях, особенностях эксплуатации и оснащения им требовались разные условия содержания. Да и летному составу приходилось обучаться управлению отдельно каждым типом самолета. Хотя в СССР особенно не экономили на авиации, но это было накладно для бюджета.

Поэтому к началу 60-х гг. возникла острая необходимость в создании нового магистрального транспортника. Он должен был заменить собой предшественников, стать основным гражданским перевозчиком и при этом долго не устаревать.

Первым, кто откликнулся на решение задачи, было конструкторское бюро Туполева. К тому времени созданный им Ту-134 уже пошел в серию, так что появилось время для ответа на новый вызов.

2. История создания



Для нового самолета нужна была принципиально иная компоновка двигателей

Для нового самолета нужна была принципиально иная компоновка двигателей

Изначально конструкторы не планировали делать самолет с нуля. Они решили взять за основу ТУ-104 и на его базе разработать новый транспортник. Он должен был быть более вместительным, чем его предшественники: перевозить 140 пассажиров вместо привычных 100. Это ставило новые задачи, поскольку увеличивались габариты и масса воздушного судна. Чтобы такая махина могла летать, требовалась также новая, более мощная силовая установка.

Поэтому решили оснастить самолет тремя двигателями в хвостовой части. Такой вариант давал множество преимуществ, включая минимальный шум в салоне. Это было крайне важно, поскольку авиадвигатели в те времена работали очень громко.

Чертежи новой летательной машины

Чертежи новой летательной машины

Но вскоре оказалось, что это решение не самое удачное. Дело в том, что из-за близости моторов друг к другу возрастал риск попадания хвостового оперения в аэродинамическую тень. Из-за этого ухудшалось управляемость самолетом и возрастала угроза крушения.

Хотя конструкторы постарались снизить риски, но полностью убрать их не смогли. Поэтому было решено искать другой вариант компоновки двигателей. Еще одной сложностью стала необходимость сильно увеличить и удлинить фюзеляж, чтобы в салоне смогли поместиться 140 человек.

Все это настолько затрудняло работу по созданию лайнера, что было решено строить его не на базе Ту-104, а делать буквально с нуля. Новый вариант лайнера назвали Ту-154. Это первый самолет, созданный специально для гражданской авиации не на военной платформе.

3. Особенности новой модели



Салон Ту-54 с тремя рядами кресел по обе стороны от прохода

Салон Ту-54 с тремя рядами кресел по обе стороны от прохода

Чтобы увеличить вместимость салона, конструкторы изменили расстановку пассажирских кресел. Теперь ряд состоял из шести сидений, а не из пяти, как раньше. По три кресла по обе стороны от прохода. Такой вариант размещения оказался очень эргономичным, позволив минимально увеличить диаметр фюзеляжа – всего на 30 см. Мало того, спустя некоторое время эту схему посадки переняли другие КБ, и она стала считаться классической.

Еще конструкторы поработали над формой воздухозаборника главного двигателя и хвостового оперения. Решили вопрос с остеклением штурманской кабины. Хотя это было традиционным вариантом, от него отказались. Освободившееся место использовали более продуктивно – разместили установку РЛС.

Наличие на борту станции улучшило управляемость в сложных условиях. Правда, в дальнейшем ее ставили не во всех моделях, а лишь по мере необходимости и по желанию заказчика.

К 1965 г. конструкторы создали общий облик нового самолета. Работа была высоко оценена специалистами, и вскоре проект туполевцев победил на государственном конкурсе, обойдя другие КБ.

4. Производство и испытания



Шасси нового советского самолета

Шасси нового советского самолета

В 1968 г. были построены первые два опытных образца. Один для статических испытаний на земле, второй – для тестовых полетов. Машину проверяли очень интенсивно, как ни одну другую, – в разных условиях и режимах. Перерыв был сделан лишь для показа на авиасалоне Ле-Бурже-69.

В ходе летных и наземных испытаний выявлялись дефекты и слабые места лайнера, к устранению которых тут же приступали специалисты. Таким образом самолет довели до совершенства, и в начале октября 1968 г. он впервые поднялся в небо. Однако после этого проверка продолжалась еще три года. В эксплуатацию его приняли в 1972 г. после государственных испытаний, длившихся более полугода.

В конечном варианте самолет оснащался тремя турбодвигателями, которые обеспечивали дальность полета от 5 тыс. км до 6,5 тыс. км (в зависимости от модели и загруженности). Средняя крейсерская скорость – 900-950 км/ч, потолок полета – 12 км.

5. Как использовался самолет



Ту-154 быстро заменил другие модели летательных машин

Ту-154 быстро заменил другие модели летательных машин

Первый регулярный полет лайнер совершил 9 марта 1972 г. из столицы в Минеральные Воды. Спустя несколько месяцев его стали использовать в международных перевозках.

Очень быстро самолет стал популярным. У себя на родине он заменил многочисленные модели других разработчиков, став основным воздушным судном гражданской авиации. Получил признание и за рубежом. Его поставляли в страны соцлагеря, а также в Азию, Ближний Восток и Африку.

Лайнер зарекомендовал себя как очень надежный самолет, пригодный для полетов в сложных условиях. А еще у него был более короткий разбег, и он мог садиться на плохо оборудованные аэродромы. Все это выгодно отличало его от других моделей. Плюс салон был просторным и очень удобным для пассажиров.

Самолет выпускался в разных модификациях, использовался для перевозки людей и как грузовое судно. А также в качестве летающих научных лабораторий. Например, одна из версий лайнера – Ту-154 ЛЛ. Самолет был задействован для создания электроники, предназначавшейся для космического челнока «Буран». А еще были эксперименты по созданию моделей с двигателями на водороде и метане.

Однако случились 90-е гг., и об этих планах забыли. В страну хлынули американские и европейские самолеты, вытеснив отечественный лайнер. Производство было остановлено в 2013 г., а последний рейс легендарного перевозчика случился в октябре 2020 г. За все время «тушки» перевезли около 1,5 млрд пассажиров, оставшись в памяти самым популярным и любимым воздушным транспортом граждан России и стран постсоветского пространства.

А теперь интересное видео с нашего канала:

Чехонь - рыбешка, которая вкуснее карася и совершенно не пахнет тиной




Интересно также узнать про 7 самых интересных проектов на базе Boeing.

Обратите внимание:

0
2558
Версия для печати