Число автовладельцев растет с каждым годом, а вот развитие паркинга не успевает за этим трендом. Особенно катастрофичен такой разрыв в крупных городах, где поиск свободного места для машины порой превращается в настоящий квест. Для выхода из этой ситуации разрабатываются различные технологии, решающие сразу две задачи: сократить площадь под парковку и при этом увеличить количество машиномест. В обзоре Novate.ru пять инновационных концепций парковок, внедряемых в разных странах.
1. CityLift Parking: многоэтажный автоматизированный паркинг
Машины на паркинге CityLift Parking автоматически поднимает и опускает грузовой лифт. /Фото: i.ytimg.com
Если не хватает места на земле – самое логичное решение сделать паркинг многоэтажным, подняв ярусы над землей. По такой концепции строит автоматизированные парковки американская компания CityLift Parking. Количество ярусов варьируется в зависимости от условий проекта. Например, паркинг The Hive, расположенный в Окленде, штат Калифорния, занимает площадь, эквивалентную семи парковочным местам, но размещает 39 автомобилей за счет семи этажей. Система полностью роботизирована: водитель заезжает в приемный бокс, оплачивает через терминал парковку и уходит. Передвижная платформа перемещает автомобиль в грузовой лифт, который поднимает машину на нужный ярус и выгружает ее на парковочное место.
Такие многоярусные роботизированные парковки, экономящие место на улицах и время водителей, становятся все больше популярны в США. В настоящее время CityLift Parking возвела уже 27 таких паркингов.
2. Robotic Parking Systems: роботизированная парковочная система
Автомобиль заезжает в бокс и на этом парковка для водителя закончена. /Фото: roboticparking.com
Еще один вариант эффективного размещения автомобилей – вертикальная роботизированная парковка карусельного типа американской компании Robotic Parking Systems. Автомобиль заезжает в бокс, из которого движущиеся полозья подтягивают его в конвейерную ячейку, и затем занятая секция передвигается на другую позицию. Отличие от других механизированных паркингов в том, что конструкция данной стоянки подвижная. Платформы с автомобилями перемещаются по принципу карусели, освобождая путь при поступлении новых машин или выдаче транспортного средства владельцу.
Использование парковочной системы Robotic Parking Systems уменьшает пространство, необходимое для автомобилей почти в два раза и даже более. Запатентованные технологии обеспечивают быстрое и эффективное перемещение машин внутри паркинга.
Паркинг работает по принципу карусели. /Фото: roboticparking.com
Интересный факт от Novate.ru: Компания Robotic Parking Systems строит парковочные системы не только в США, но и на Ближнем Востоке. Парковка на 2314 мест, разработанная для комплекса Al Jahra Court в Кувейте, занесена в Книгу рекордов Гиннеса как «Крупнейшее автоматизированное парковочное место» в мире. Рекорд официально присужден компании в феврале 2018 года.
3. Automated Valet Parking: беспилотная парковка
Беспилотные парковки можно ожидать уже в недалеком будущем. /Фото: daimler.com
Совместный проект Mercedes-Benz и Bosch показывает, как будут работать парковки в будущем. Концепция полностью избавляет от необходимости искать место и парковаться: система абсолютно автономна. От водителя требуется только заехать в зону высадки, выйти из автомобиля и отдать команду «Park» через мобильное приложение. Активируются интеллектуальная инфраструктура паркинга Bosch и автопилот машины. Автомобиль самостоятельно едет на свободное место и паркуется. Коридор движения указывает система паркинга, контролирующая обстановку при помощи тысяч датчиков и передающая сигналы автопилоту машины. Также самостоятельно автомобиль возвращается в зону посадки при получении команды «Pick me up», отправленной через мобильное приложение.
Разработка проекта ведется с 2015 года, тестирование – с 2017 года. В настоящий момент система получила официальное разрешение, установлена и успешно работает в гараже музея Mercedes-Benz, находящегося в германском городе Штутгарт.
4. CarDok: подземная парковка
Внешне ничего не указывает на наличие нижнего яруса. /Фото: cardok.com
Для владельцев коттеджей с небольшими земельными участками проблема парковки также актуальна, как и для жителей мегаполисов. И машину куда-то надо приткнуть, и место во дворе оставить. А если автомобиль в семье еще и не один? Для таких случаев шикарное решение предложила швейцарская компания CarDok. Это двухуровневое парковочное место, нижний ярус которого находится под землей, что превращает его в подземный гараж. Отличие от традиционного гаража в том, что тут нет наклонного въезда. Автомобиль уходит под землю вертикально, на платформе, перемещаемой электрогидравлическим лифтом. Уровней у парковочного места CarDok может быть не только два, но и три или четыре, при этом площадь паркинга на земле остается неизменной. В действие лифт приводится по нажатию кнопки с пульта дистанционного управления, подъем и спуск автомобиля занимает буквально полминуты.
Парковка CarDok позволяет экономично распорядиться местом во дворе. /Фото: cardok.com
Система парковки CarDok имеет прочную стальную конструкцию и с легкостью выдерживает как компактные хетчбэки, так и мощные внедорожники. Причем интересно, что при подъеме машины с нижнего яруса совсем не обязательно освобождать наземную платформу. Она просто поднимается вместе с автомобилем, а потом опускается вниз.
5. Stan: робот-парковщик
Робот-парковщик Stan перевозит автомобиль, подхватив под колеса. /Фото: stanley-robotics.com
Еще одна интересная концепция паркинга: специальные роботы-парковщики, забирающие машину на стоянку. Это экономит время: водителю не нужно самому искать место и парковаться, и площадь стоянки – автомобили ставятся более компактно, так как не нужно открывать и закрывать двери. Производством таких роботов занимается французская компания Stanley Robotics. Они представляют собой передвижную платформу и выполняют операции по парковке полностью самостоятельно. Клиент оставляет машину в специальном боксе и оплачивает через терминал стоимость парковки. Затем приезжает робот Stan, забирает автомобиль, отвозит ее на стоянку и выгружает там. Предварительно он сканирует размеры транспортного средства, чтобы определить, поместится ли оно на парковочное место. В указанное время робот возвращает автомобиль в тот же самый бокс, через который он поступил, и там его забирает владелец.
После возвращения владельца, робот доставляет автомобиль обратно в бокс. /Фото: assets.newatlas.com
Тестирование парковщиков Stan в «полевых» условиях проводилось в парижском аэропорту Шарль-де-Голль в 2018 году. Пятимесячные испытания прошли настолько успешно, что многие клиенты даже не подозревали о том, что их машинами занимается робот. В настоящее время роботы Stan уже работают в воздушных гаванях Сент-Экзюпери (Лион, Франция) и Гатвик (Лондон, Великобритания).
Есть свои причины не выбрасывать старые шины.