Если на выставочных площадях арт-галерей или культурных центров увидеть причудливые произведения с глубоким смыслом (которые, порой, может угадать только сам автор) – это вполне привычное дело. То встретить на улицах и площадях городов, в старинных дворцах и даже храмах эпатажные инсталляции, посчастливилось не каждому. Хотя многие произведения настолько эксцентричны и неоднозначны, что счастьем для прохожих, посетителей, прихожан и даже самих творцов вряд ли назовешь. Взять, к примеру, 7 художественных инсталляций, которые может и не спровоцировали революции, бунты и физическое воздействие на создателей, так уж точно привлекли к себе внимание.
1. «Большая глина № 4» на Болотной набережной в Москве от Урса Фишера
Открытие нового общественного пространства, возрождающего идею Домов культуры, ознаменовал грандиозный шум по поводу скульптуры «Большая глина № 4» (Болотная набережная, Москва). | Фото: theartnewspaper.ru.
Алюминиевая скульптура Big Clay #4 некоторое время красовалась перед новым культурным центром столицы «ГЭС-2» (Болотная набережная, Москва). | Фото: derstandard.at.
Совсем недавно, событие, произошедшее на Болотной набережной в виде нахождения арт-композиции Большая глина № 4 (Big Clay #4), вызвала небывалый резонанс. Произведение швейцарского художника Урса Фишера (Urs Fischer) в виде 13-метровой алюминиевой скульптуры, изображающей мягкие бесформенные куски глины, небрежно брошенные друг на друга, у зрителей вызывает разные ассоциации, и не всегда приятные или приемлемые.
Скульптура Урса Фишера была установлена в Нью-Йорке возле Seagram Plaza и во Флоренции на старинной площади Piazza della Signoria («Большая глина № 4»).
Примечательно: Художественная композиция Большая глина № 4, по задумке автора, олицетворяющая «акт творения, созидания и преображения» была создана в 2013—2014 г. Она выставлялась на Манхэттене (Нью-Йорк, 2015 г.), на площади Синьории во Флоренции (2017 г.). Ее установка, в честь открытия Дома культуры «ГЭС-2», в районе Якиманка на Болотной набережной, в августе 2021 г. вызвала наибольший резонанс.
Не каждый зритель может разглядеть посыл художника в очертаниях его произведения («Большая глина № 4», Москва). | Фото: architime.ru.
Как известно, любое значимое культурное событие или появление масштабных арт-композиций всегда вызывает повышенный интерес, что влечет за собой массу отзывов как со стороны признанных критиков и коллег по цеху, так и общественности. В случае с Big Clay #4 мнения разделились. Некоторые специалисты называют скульптуру «мощным культурным символом основы искусства и монументом человеческой потребности к творчеству», другие напротив, считают ее «издевательством над общепринятой формой памятника». Ну а большинство прохожих видит в ее формах только лишь «кучу экскрементов». Но сам Урс Фишер не расстраивается, считая, что его посыл каждый воспринимает в меру своего восприятия мира, ведь один и тот же (неоднозначный) предмет один человек воспринимает как цветок, а другой – замечает лишь кучу мусора.
2. Водопад из унитазов в Фошане от Шу Юна (Китай)
Причудливый водопад из 10 тыс. предметов старой или бракованной сантехники появился в городском парке Фошана (Toilet Bowls Waterfal, Китай). | Фото: flickr.com.
Из верхнего ряда унитазов, раковин, писсуаров и биде льется вода, как в настоящем водопаде (Toilet Bowls Waterfal, Китай). | Фото: what-dhell.blogspot.com.
Необычная инсталляция в парке Шиван города Фошан (Китай) появилась в 2009 году. Казалось бы, обычный китайский город, но новость о гигантском шедевре художника-дизайнера Шу Юна, облетела весь мир. Еще бы, мало найдется мест на планете, где, прогуливаясь по городскому парку, можно увидеть стену длиной в 10 метров и высотой 5 метров, созданную из ...старых унитазов, керамических раковин, биде и писсуаров.
Инсталляция Toilet Bowls Waterfal, приуроченная к проведению фестиваля керамики, очень быстро превратилась в достопримечательность (Фошан, Китай).
По сведениям авторов Novat.ru, действующий водопад под названием Toilet Bowls Waterfall был приурочен к проведению Фестиваля керамики и фарфора, который проходит в Фошане, славящегося своими фабриками по производству фарфоровых изделий. Целью дизайнера, стало создание уникальной художественной композиции, которая успокаивала бы и расслабляла зрителей. На счет расслабления и спокойствия, вопрос оказался спорным, потому что в город ринулась толпа туристов – нарушителей того самого спокойствия. Многим стало интересно, как можно установить более 10 тыс. единиц сантехнических изделий, да еще и подключить к ним воду, чтобы водопад был максимально реалистичным. Плюс ко всему удовольствие доставили коммунальным службам города и экологам, которые порадовались чистоте. И лишь потому, что Шу Юн вместе со своей командой потратил два месяца на сбор бракованных и выброшенных за ненадобностью унитазов, раковин и писсуаров, тем самым нашел оптимальный вариант утилизации сантехники.
3. Скульптура «Висящий человек» на Гусовой улице от Давида Черны (Прага, Чехия)
Скандально известный памятник Зигмунду Фрейду на улице Гусова в Праге от Давида Черны («Висящий человек», Прага). | Фото: sculpture-world.livejournal.com.
Одной из самых скандальных скульптур, уже ставшей исторической, является изваяние Зигмунда Фрейда, висящее высоко над пражской улочкой Husova 1. Эту арт-композицию создал известный чешский провокатор – Давид Черны еще в 1997 г., поэтому толкованиями и легендами она обросла самыми невероятными. Из-за портретного сходства с вождем Великой революции Владимиром Лениным, многие усматривают в скульптуре, которая называется «Висящий человек», политический контекст, явно намекающий на то, что коммунистический рай приказал долго жить.
Многим скульптура Зигмунда Фрейда напоминает Владимира Ильича, что вызывает ассоциации с политическим сарказмом («Висящий человек», Прага).
Исходя из того, что это все-таки гений психоанализа Зигмунд Фрейд многие считают, что бедолага завис над пропастью Бессознательного, в которое сам же и заглянул. А вот автор проекта неоднократно говорил, что своим творением он решил показать «оторванность интеллигенции от простого народа, которому чужды дебри психоанализа». Но как бы там ни было, эта скульптура в разы увеличивает трафик туристов по улице Гусовой, стремящихся своими глазами увидеть эпатажную достопримечательность, что не может не радовать владельцев кафе и бутиков.
4. Аллюзия Mount Recyclemore в Графство Корнуолл от Джо Раша (Великобритания)
В графстве Корнуолл появилась художественная инсталляция, отчетливо напоминающая участников G7 и сделана она из сломанных электронных компонентов (Mount Recyclemore, Великобритания). | Фото: theguardian.com.
Не всегда художники и скульпторы указывают на реальные события или персонажи открыто, чаще всего, они стараются завуалировать смысл шедевра, делая намек на то или иное обстоятельство. Стилизация, указывающая на любой исторический, политический или культурный факт, а также на конкретного человека и называется аллюзией, которой и воспользовался британский художник Джо Раш (Joe Rush). Неравнодушный художник решил преобразовать монументальное творение, созданное на горе Рашмор (там на одном из склонов высекли барельефы четырех президентов США на современный лад). Только для своей арт-композиции он избрал не камень, а детали электронных носителей, точнее сказать, сломанные элементы, заставляющие компьютеры, смартфоны и различные гаджеты работать, а также их корпуса. Части художественной инсталляции он собирал на свалках или их приносили неравнодушные активисты, пытающиеся безопасно утилизировать электронный лом.
Главной идеей аллюзии Mount Recyclemore стало привлечение внимание лидеров крупнейших стран к проблеме утилизации электронных компонентов и выпуску качественной продукции (Великобритания). | Фото: rossaprimavera.ru.
Сломанные запчасти и сами компьютеры, смартфоны и гаджеты стали основой арт-композиции, созданной британским художником Джо Рашнм (Mount Recyclemore, Великобритания). | Фото: architime.ru.
Главными героями композиции, получившей название Mount Recyclemore и была создана накануне саммита G7, стали лидеры государств стран-участниц: Борис Джонсон (Великобритания), Ёсихидэ Суга (Япония), Эммануэль Макрон (Франциия), Марио Драги (Италия), Джастин Трюдо (Канада), Ангела Меркель (Германия) и Джо Байден (США). Каждому высокопоставленному лицу достались разные запчасти, но это, не суть, Джо Раш своим произведением хотел привлечь внимание «Семерки» к «проблеме утилизации электронных отходов и их переработки», ведь в этих деталях имеются не только ценные металлы, но и токсичные вещества, которые нужно грамотно утилизировать или выпускать качественную (ремонтируемую) продукцию.
5. «Книжный Парфенон» или «Храм свободы слова» в Касселе от Марты Минухин (Германия)
«Книжный Парфенон» был установлен на главной площади Касселя, где фашисты сожгли тысячи книг (Германия).
В рамках проведения Международной выставки Documenta 14, проходящей в немецком городе Кассель, на центральной его площади появилась копия древнегреческого храма Парфенона, правда сделана она из книг. Автором крупной художественной инсталляции была аргентинская художница Марта Минухин (Marta Minujin), решившая продемонстрировать всему миру книги, которые в разные времена и в разных государствах были запрещены. Символичным стало и расположение инсталляции – на площади, где в 30-х годах было сожжено множество книг, запрещенных в те времена в Германии (так был ознаменован приход Гитлера к власти).
Книги были спрятаны от влаги в полиэтилен, чтобы потом все желающие могли взять понравившийся экземпляр (Parthenon of Books, Германия).
Временная художественная композиция, получившая говорящее название Parthenon of Books («Книжный Парфенон» или «Храм свободы слова»), была создана из металлического каркаса, на котором в прозрачном полиэтилене закрепили около 100 тыс. книг. Все, кто попал в то время на центральную площадь города, могли беспрепятственно рассматривать обложки книг, которые после демонтажа «Книжного Парфенона» были розданы всем желающим. Масштабную инсталляцию, как таковую, нельзя назвать шокирующей, но то, что она привлекла внимание к проблеме свободы слова – неоспоримо.
6. Эпатажная арт-композиция Marilyn в Версальском дворце от Джоанна Васконселос (Париж, Франция)
Эффектные туфельки на шпильках стали украшением и без того роскошного интерьера Версальского дворца (Marilyn, Париж). | Фото: sculpture-world.livejournal.com.
Необычная арт-композиция в виде эффектных женских туфелек, сделанных из сковородок, кастрюль и крышек к ним, появлялась на разных площадках, но наиболее впечатляюще она выглядела в одном из залов Версаля. Да это и понятно, роскошное убранство королевской резиденции просто захватывающе отражалась на полированных поверхностях кухонной утвари из нержавеющей стали. Автором художественной инсталляции Marilyn является португальская художница Джоанна Васконселос (Joana Vasconcelos), которая таким способом решила бороться с «устаревшими взглядами на отношение полов, напоминая женщинам, что они не обязаны следовать общепринятым представлениям о себе».
Некоторые усмотрели в арт-композиции Marilyn вызов устоям и даже сексизм (Париж, Франция).
Несмотря на то, что арт-композиция выглядит довольно привлекательно, некоторые углядели в ее формах и материале вызов устоям и проявление сексизма.
7. Сиреневый свитер оверсайз, грелка, боксерская перчатка и обезглавленные скульптуры в Соборе Святого Стефана от Эрвина Вурма (Вена, Австрия)
В 2021 году главный алтарь Собора Святого Стефана был спрятан за вязанным свитером, площадью 80 кв. м (Velum quadragesimale, Австрия). | Фото: thida-sampleroom.com.
Если с «Большой мамой» в виде грелки понятно, как она может подтолкнуть прихожан к проявлению тепла, то с боксерской перчаткой сложновато представить согревание души (Вена, Собор Святого Стефана).
Не только на площадях, улицах и парках городов появляются провокационные арт-объекты. Несколько лет подряд настоятель венского Собора Святого Стефана старается не то, чтобы украсить его территорию и главный зал, он организовывает мероприятия и арт-композиции, несущие идеи человеколюбия и покаяния. Чаще всего приглашается скандально известный скульптор-экспериментатор Эрвин Вурм, который приурочивает свои творения к Великому Посту и Пасхальной неделе. Из-за пандемии в 2020 году мероприятия были отменены и по этой причине в соборе остались прежние его творения, но еще и появился огромный ...сиреневый свитер, который выступил в роли Постной ткани. По задумке автора и настоятеля, новая художественная композиция призвана побудить «задуматься о делах и акциях согревающей благотворительности».
Постная ткань – это не единственный арт-объект, появившийся во время Великого поста в соборе (Das Fastentuch, Вена).
Справка: Постная ткань (Velum quadragesimale) скрывает живописные изображения Иисуса, обычно распятие и иконостасы, в католических и протестантских церковных зданиях во время Великого поста (Quadragesima). Такой обычай появился по аналогии с завешиванием иудейского храма, которое несколько раз упоминается в Новом Завете в связи со смертью Иисуса на кресте. В католических и протестантских храмах Постная ткань была чисто символическим убранством, позже она превратилась в форму христианского искусства. Чаще всего она закрывает алтарь в течение всего Великого поста (отсюда «ткань 40 дней»), чтобы призывать прихожан к физическому покаянию, а также к духовному воздержанию. В этот период верующие только молятся, а не созерцают богатое убранство. Они литургии лишь слушают, не отвлекаясь на священнослужителей, которые проводят службу, за занавесью.
А вот новое видео нашего канала:
Инсталляции с использованием природных ресурсов вызывают неподдельный восторг, а некоторые даже изумление. Взять, к примеру, 5 рукотворных водопадов, способных удивить даже самых искушенных путешественников.