Во время становления молодого государства – СССР, приветствовались эксперименты, сметающие все старое и ненужное (как тогда казалось) на своем пути. Весь пыл новаторов навсегда остудило единственное событие, произошедшее в апреле 1932 года – создание Союза архитекторов. Перед творческими работниками была поставлена одна, но главная задача – борьба за коммунизм, и вольности здесь пресекались на корню. Именно тогда был взят курс на неоклассицизм (точнее сказать на ампир), в который вливались детали ар-деко и модерна. Новый стиль даже получил собственное название – сталинский ампир, который должен был помочь самопрезентации Советского Союза, считавшего себя «наследником и хранителем всей мировой культуры».
1. Предпосылки зарождения нового стиля, который лучше воспринимается с привязкой к эпохе
Сталинский ампир –коммунистическая утопия, воплощенная в архитектуре.
Относительная свобода творчества просуществовала в молодом советском государстве совсем недолго. Если видения творца, и неважно, был ли это музыкант, поэт, художник или архитектор, расходились с линией и идеями партии, то все творческие достижения сходили на нет. Хотя и, казалось бы, идейные творцы также оставались не удел лишь по той причине, что направление мысли вождей и приближенных кардинально меняли направление.
На смену конструктивизму пришел сталинский ампир.
Взять, к примеру, более чем популярное авангардное течение, породившее броский конструктивизм, произведения которого ярко выделялись на фоне исторической застройки и не были лишены идейно направленности. В 1920-х годах он как нельзя лучше подчеркивал стремление Страны Советов построит новое демократическое будущее, основанное на равных правах и возможностях, ради чего и затевалась Великая революция. Эти идеи заставляли отодвигать на второй план прошлые достижения, создавать проекты, удивляющие размахом и простотой восприятия (без всяких там замысловатых элементов и обилия ненужного декора).
Архитектура должна восхищать и вдохновлять советский народ на трудовой подвиг и защиту социалистического государства. | Фото: ornament.rode.land.
К 1930-х годам руководители страны призадумались о всеобщей победе социализма, взяли курс на коммунизм, при этом подзабыли о равных правах (особенно о возможностях), начали предпринимать попытки создать новую, главенствующую над миром империю. На второй план стали отходить идеи авангардистов, призывающие забыть об истории, «сжечь все музеи, а все, что не сгорело, сбросить с корабля современности». Эти размышления вслух и вполне реальные действия пресек Сталин, выразивший свое мнение. Он считал, что революция положила конец межклассовой борьбы, победа революции и так повернула ход истории, с которой не стоит бороться, потому что она и так уже мертва. Было принято решение «не отказываться от культурного наследия, а проанализировать главные достижения всех государств, народов и эпох, а затем выбрать то, что может пригодиться в идеологической агитации, направленной на то, чтобы вдохновлять советских людей на великие достижения в труде, науке и творчестве, не забывая о единстве».
2. Как основание Союза архитекторов положило конец творческим экспериментам и стало отправной точкой появления сталинского ампира
Ампир, зародившийся во Франции во времена правления Наполеона, лег в основу нового стиля – советского монументального классицизма.
Как ни странно это звучит, но руководство СССР в 1930-х гг. возомнило, что Страна советов является преемником самой могущественной в истории человечества цивилизации – Великой Римской империи. Все свои мечты и идеи начали связывать с достижениями римлян, активно использовавших архитектуру, чтобы выразить свое превосходство, показать величие и потешить амбиции. Отсюда в новый стиль пришли портики, колонны, ордеры, пилястры, стремление к гигантомании и украшательству скульптурами, объемными узорами, фактурными идиллическими сценками.
Знаменитые сталинские высотки в стиле ампир, заложенные в один день (Здание МГУ и Гостиница Украина).
И случилось это практически один день – в апреле 1932 года, когда был учрежден Союз архитекторов, в обязанности которого входило продвижение нового стремления руководства – строительство коммунизма, которое должно подчеркиваться величественными зданиями, поражающими воображение и вызывающими гордость у трудового народа. Перед архитекторами была поставлена задача выработать особенный стиль, в котором были бы собраны все самые впечатляющие элементы, вызывающие восторг, ощущение праздника и гордости за свою страну. Тогда бы у советских трудящихся культивировалась мысль, что они являются частичкой нереального величия, а значит и они способны стать лучше, крепче, чтобы в любой момент объединиться, защитить свое достояние и победить любого врага.
Концепт Дворца советов, разработанный Борисом Иофаном, который так и не реализовали. | Фото: ru.russiabeyond.com.
Авторы Novate.ru хотели бы отметить, что творческая элита постаралась на славу, превосходя самих себя в разработке концептов, в которых объединилось величие и размах древнеримских сооружений, изысканная красота стиля ар-деко, основанного на чистых и сильных линиях, строгой эстетике новых материалов и внедрении элементов научно-технического прогресса, а также на вычурности барокко и величии готики. Чего только стоит проект Дворца советов, разработанный Борисом Иофаном (кстати, идеи масштабного строительства культивировались еще с 1922 года).
Гигантский комплекс должен был достигать высоты 415 метров, а сама скульптура двигаться по траектории солнца. | Фото: alliruk.livejournal.com.
Трехсотметровая многоярусная башня со стометровой статуей вождя, как нельзя лучше должна была отражать мечты о построении (ставшие очередной утопией трудяг) коммунизма, ради которой взорвали Храм Христа Спасителя. Сложно даже представить масштабы строения, если в голове вождя (речь идет о скульптуре, конечно же) поместился зал заседаний, а гигантская рука, указывающая направление того самого светлого будущего, должна была всегда указывать на солнце. Ради реализации такого эффекта группой инженеров-новаторов разрабатывались специальные механизмы, способные двигать огромнейшую фигуру вождя. При разработке проекта упор был сделан на восхищение советских граждан и устрашение иностранцев, особенно капиталистов. И только Великая Отечественная война остановила грандиозные планы, построить гигантское сооружение, равного которому еще не было в мире. Хотя к 1939 году уже был заложен фундамент, который пошел на укрепительные сооружения во время защиты столицы.
3. Изумляющий сталинский ампир, как способ сформировать истинно советское сознание на всей территории СССР
Дом Совнаркома СССР, в котором еще угадываются конструктивистские формы, но оформление уже соответствует ампиру.
Проект Дома Советов был не первым объектом, строительство которого началось в довоенное время. Проект Библиотека имени Ленина, разработанный архитекторами В. Щуко и В. Гельфрейх – последователей конструктивизма, несколько раз адаптировался под новые требования и новый курс на ампир, который все же победил, ведь строительство велось с 1928 по 1958 гг. Хотя в нем все же больше просматривается стиль ар-деко, который авторы проекта подсмотрели в Париже, на одной из выставок.
В считанные годы Москва преобразилась до неузнаваемости.
Первым зданием, в котором явно угадываются зарождающие элементы сталинского ампира (в официальных источниках его чаще называют советский монументальный классицизм) – считается Дом Совнаркома СССР. Автором проекта стал архитектор Аркадий Лангман, чье детище возвели в кратчайшие сроки – с 1932 по 1935 гг. Вслед за ним построили целый ряд похожих зданий, ради чего сносились (особо ценные передвигались) целые кварталы купеческих домов, что позволило заодно обустраивать огромные площади и широкие проспекты.
Амбициозные планы реконструкции Киева. | Фото: tsarkov1974.livejournal.com.
Дом правительства Белорусской ССР в Минске построили вручную.
В 1930-е годы Москва превратилась в грандиозную стройплощадку, ставшую художественной лабораторией, в которой апробировался новый стиль, постепенно расходившийся по крупным городам и столицам других республик. Поскольку технические возможности у многих были ограничены, то в строительстве грандиозных объектов участвовали лишь рабочие. Так, например, Дом правительства Белорусской ССР в Минске, разработанный архитектором Иосифом Лангбардом, строили вручную, на одном лишь голом энтузиазме с лопатой и киркой в руках. Не было ни экскаваторов, ни башенных кранов, рабочим приходилось копать котлован под фундамент лопатами, а землю вывозить тачками. Единственное, при подъеме стройматериала на высоту девятиэтажного дома поднимали с помощью шахтного подъемника.
В разных городах СССР стали появляться дома-клоны, похожие на высотки Москвы (Главный учебный корпус ЮУрГУ в Челябинске, Жилой дом на Крещатике в Киеве).
Дома правительств Азербайджана и Казахстана также построены в стиле ампир, только с национальным колоритом.
Не лучше была ситуация и в других республиках, пытающихся дотянуться до Москвы. В столицах социалистических сестер также полным ходом шло строительство величественных зданий и только лишь на административных не оставались. Стали появляться театры, Дома культуры, центральные кварталы в крупных городах, где здания, возведенные в стиле сталинского ампира, стали самыми значимыми, а Дома советов – главной доминантой новых центров.
4. Отличительные черты сталинского ампира, которые легко идентифицировать даже сейчас
В основе сталинского ампира лежала античная строгость форм, обилие колонн, портиков и лепного декора. | Фото: facade-project.ru.
Советские архитекторы, художники, скульпторы и дизайнеры очень быстро научились выделять самые впечатляющие элементы, как из других стилей, так и внедряли народные мотивы. При этом основой все-таки служил неоклассицизм и такое его направление как ампир, введенный в моду не менее амбициозной личностью – Наполеоном Бонапартом (не зря же ампир считают королевским стилем). К его помпезности были добавлены самые яркие элементы восточной архитектуры, готики, барокко, русского стиля, да и достижениями зарубежных архитекторов, нацеленных на ар-деко, модерн и технические возможности совсем не брезговали.
Античные элементы классического ампира, заменила советская символика.
Самые впечатляющие объекты попросту копировались, заменялись лишь некоторые детали. Античные скульптуры превращались в образ рабочего, крестьянки, спортсмена; барельефы – иллюстрировали не Библейские мотивы, а картинки из советской идеализированной истории с одухотворенными лицами колхозников, рабочих и ученых в соответствующем окружении; символы власти монархов или гербы высокородных семейств –становились советскими Серпом и Молотом, звездами и другими социалистическими элементами; части растительных орнаментов объединялись снопами спелой пшеницы, а порой гербами республик или СССР и пятиконечными звездами. Неизменными оставались лишь лавровые венки, символизирующие славу, триумф, победу и величие. Стоит отметить, что особенным вдохновением для советских разработчиков того времени являлись американские небоскребы, украшающие улицы Нью-Йорка.
Какие бы элементы не позаимствовали из других стилей и народных традиций, неизменной оставалась социалистическая идеология.
Обилие мрамора и декора из дорогих материалов особенно заметно по оформлению вестибюлей станций метро и интерьеров правительственных/государственных учреждений.
Разнообразие, позаимствованное из других жанров и традиций, объединили в одно направление, отличительными особенностями сталинского ампира стали:
• предпочтение ансамблевой застройки улиц и площадей;
• в архитектурные формы эффектно вплетались скульптура и живопись с идеологическим подтекстом, конечно же;
• первый этаж всегда отделялся дорогими породами камня;
• использовалась конкретная цветовая гамма, позволяющая создать гармоничную композицию (чаще –бежевый, серый, красно-кирпичный);
• ближе к античному оформление колонн и портиков (непременно с советской символикой);
• использование дорогих отделочных материалов (мрамор, натуральный камень, бронза, ценные породы дерева);
• лицевой фасад всегда имел парадное, величественное убранство (особое внимание уделялось созданию парадной композиции всех зданий на площади/центральной улице).
Узнаваемый символизм также приветствовался (Здание Театра Красной Армии, авторы проекта Каро Алабян, Василий Симбирцев и Борис Бархин).
Все эти излишества хоть и были неуместны в послевоенные годы, но все же продолжали внедряться при восстановлении новых центров, появившихся в конце 1920 начале 1930-х годов. Это на второстепенных улицах и окраинах можно было обойтись вариантами по проще, административные же здания, театры, государственные и культурные учреждения должны были нести в массу идею коммунизма, несмотря на лишения и тяжести положения советского народа, вынесшего все тяготы войны и восстановления после разрухи на своих плечах.
Хотелось бы обратить внимание на то, что появление сталинского ампира произошло в один день, так и отход от него. В 1954 году Никита Хрущев объявил сталинскую архитектуру «преступным излишеством», чем положил конец ампиру.
Более подробно о сталинских высотках, получивших название «Семь сестер», можно узнать из нашего обзора.
А вот еще одно внедрение Сталина, которое, спустя десятилетия аукнулось коммунальщикам и аллергикам: