
По цвету выхлопа можно судить о состоянии двигателя, его работе и качестве топливной смеси. Если из трубы выходит беловатый, почти прозрачный пар – беспокоиться не о чем. А вот когда начинает валить густой синий дым, надо бить тревогу. Такой цвет – знак, что с мотором что-то не так. Рассказываем о причинах синего дыма.
1. Выхлоп: что это такое

Синий дым указывает на избыточный расход машинного масла
Под этим словом подразумеваются выхлопные газы – отработанные продукты сожженного топлива, выбрасываемые наружу через систему вывода. Очень важно отслеживать их интенсивность и цвет, поскольку по этим признакам можно судить о состоянии двигателя и его работе.
Например, белый плотный выхлоп – признак проблем с охлаждающей жидкостью, а густой черный – сигнал о плохом качестве топлива. А синий дым указывает на избыточный расход машинного масла. Иными словами, двигатель начал потреблять его слишком много.
Причем это не зависит от того, какое топливо потребляет мотор: бензин или дизель. Хотя у двигателей разная конструкция, и отличающиеся пути попадания масла в камеру сгорания, можно говорить об общей природе проблемы.
В большинстве случаев появление сизого (синего) дыма связано с тем, что масло и топливо смешиваются в цилиндрах. Происходит это по разным причинам.
2. Износ или повреждение поршневых колец

Кольца регулируют расход машинного масла
Кольца выполняют сразу несколько функций: поддерживают герметичность камеры сгорания, регулируют расход моторного масла и защищают поршни от перегрева, отводя от них тепло. С течением времени или из-за неправильной эксплуатации они становятся менее упругими или повреждаются. Соответственно, герметичность камеры сгорания нарушается, и масло в нее просачивается.
При сгорании с топливом выделяется сизый дым, который выводится из выхлопной трубы. Насыщенность цвета может быть разной – зависит от количества сгораемого масла. Дым особенно заметен после резкого старта автомобиля с холостого хода.
Другие последствия повреждения колец: снижение мощности и нестабильная работа двигателя, повышенный расход бензина и масла.
3. Изношенность направляющих клапанов

Направляющие клапанов из-за износа могут перестать выполнять свои функции
Задача втулок – обеспечивать равномерное и точное движение стержня клапана, его плотное прилегание и предотвращение попадания масла внутрь. Еще они защищают клапан от перегрева и тем самым продлевают срок его службы.
Направляющие могут перестать выполнять свои функции в силу естественного износа или повреждений. В результате появляются зазоры, через которые в камеру сгорания проникают газы и масло. Сжигание этих посторонних примесей сопровождается синим дымом. Помимо этого, двигатель хуже тянет, начинает стучать. Увеличивается расход масла и горючего, свечи зажигания покрываются нагаром.
4. Неисправная вентиляция

При неисправном клапане вентиляции картерных газов двигатель работает некорректно
Если она забита грязью или поврежден клапан вентиляции картерных газов, нарушается нормальная работа двигателя. Он плохо тянет обороты, стучит или шумит.
Объясняется это тем, что неисправная вентиляции не обеспечивает поступление воздуха. Это приводит к повышению давления в картере. Оно, в свою очередь, выдавливает масло, заставляя стекать его в цилиндры. При сгорании топливной смеси выделяется сизый дым. Одновременно падает мощность двигателя, растет расход горючего и масла.
Чтобы решить проблему, понадобится прочистить вентиляцию либо заменить неисправные детали.
Если проблема сизого выхлопа из бензинового автомобиля объясняется попаданием масла в камеру сгорания, то с дизельными двигателями дела обстоят иначе. Синий дым появляется еще и из-за частично несгоревшего топлива. Остатки дизеля попадают в выхлопную трубу, где смешиваются с отработанными газами. В результате образуется сизый дым. Есть несколько причин, почему так происходит.
5. Сбой работы топливной аппаратуры

Топливный фильтр автомобиля
Нормальное функционирование системы подачи горючего может быть нарушено по разным причинам. Это использование низкокачественного топлива, неисправность насоса/фильтров, повреждение шлангов или загрязнение самой системы.
Любая из этих причин нарушает работу топливной аппаратуры. Горючее перестает поступать в камеру сгорания равномерно и в требуемом объеме. Это приводит к тому, что дизель сгорает не полностью. Невоспламенившаяся часть топлива проходит в выхлопную трубу, образуя в смеси с отработавшими газами синий дым.
6. Износ ГРМ

Изношенный ГРМ нуждается в замене
Механизм обеспечивает ровное и ритмичное поступление горючей смеси в цилиндры и вывод из них отработанных газов. При повреждении или износе ГРМ появляется люфт, через который масло проникает в цилиндры. В результате нарушается работа двигателя.
Первый сигнал – появление синего дыма из выхлопной трубы. Другие признаки: снижение мощности двигателя, сложности с запуском, стук и вибрация во время езды, увеличенное потребление масла и дизеля, подтеки на ремне и под машиной.
Решать проблему с поврежденным ГРМ нужно как можно скорее, чтобы не допустить разрушения двигателя.
7. Поломка турбокомпрессора

Турбокомпрессор может выйти из строя из-за низкого качества масла
Устройство для повышения мощности ДВС может перестать работать должным образом по нескольким причинам. Это нехватка или низкое качество масла, попадание внутрь посторонних частиц или предметов, перегрев, засор воздушного фильтра и пр. В результате образуется зазор, через который масло просачивается в интеркулер, а потом – в цилиндры.
Процесс сгорания масла сопровождается синим выхлопом. Особенно это заметно при работе двигателя на высоких оборотах.
8. Износ ЦПГ

Из-за износа ЦПГ увеличивается потребление дизеля и масла
Истирание элементов цилиндро-поршневой группы происходит в силу естественных причин или повреждений. Износ приводит к увеличению потребления масла и дизеля, неустойчивой работы мотора, трудностям при запуске.
Один из признаков проблемы – сизый выхлоп. Такой дым образуется из-за проникновения масла в камеру сгорания и его сжигания вместе с топливом.
9. Как избавиться от синего дыма

Осмотр свечей зажигания поможет понять, как много масла попадает в цилиндры
Сизый выхлоп – серьезная проблема, и решить ее одной процедурой не получится. Необходима помощь специалистов, поэтому лучше обратиться в автосервис. Но сначала можно провести диагностику собственными силами. Для этого – выполнить ряд действий:
1. Вывернуть и осмотреть свечи зажигания, чтобы понять, как много масла попадает в цилиндры.
2. Проверить, есть ли подтеки на поршнях.
3. Проверить компрессию на замасленность. Это можно сделать с помощью пневмотестера.
4. Оценить состояние турбины: есть ли зазоры.
Сделав минимальную диагностику, отправляйтесь в автосервис. Но до визита в мастерскую поберегите двигатель: не давайте ему большой нагрузки, чтобы не усугубить возможные неисправности. В противном случае понадобится ремонт или замена, а это очень недешево.
А теперь интересное видео с нашего канала:
Тизер к проекту «Архитекторы будущего»
Интересно также узнать, что делать, если отказали тормоза, чтобы остаться в живых и сберечь авто.
