В годы холодной войны между военно-политическими блоками инциденты с советскими и американскими самолетами случались регулярно. Перехваты, крушения, угоны, загадочные исчезновения и принудительные посадки. Несчастье в августе 1976 года постигло и один из советских Ту-95РЦ. Что же случилось с легендарным «Медведем», летевшим над Атлантикой? Действительно ли «заклятые друзья» осмелились пойти на перехват военного борта СССР?
Что, как и с кем случилось?
Американский борт сопровождает Ту-95РЦ. |Фото: авиару.рф.
4 августа 1976 с аэродрома кубинской Гаваны поднялась пара советских самолетов разведчиков-целеуказателей Ту-95РЦ. Машины должны были проследовать на авиабазу Оленью на Кольском полуострове, параллельно осуществляя наблюдение за кораблями военно-морского флота США в Атлантическом океане. Ничего специфического и необычного в тот роковой день экипажу делать не требовалось. Это была обычная работенка для самолета-разведчика.
Предстояла обычная работенка. |Фото: wikisort.org.
Спустя несколько часов полета первый Ту-95РЦ перестал выходить на связь. Ведомый разведчик-целеуказатель опустился на высоту 300 метров и попытался найти следы самолета-товарища. Однако, поиск по горячим следам результатов не дал. Борту было приказано возвращаться на Кубу. Стало понятно, что борт коммандера Аркадия Красносельского пропал где-то у берегов канадского Ньюфаундленда в нейтральных водах Саргассова моря.
Летают Ту-95 до сих пор. |Фото: zvezdaweekly.ru.
Если самолет-разведчик действительно упал в воду, то его обломки нельзя было позволить найти американцам. В тот же день началась спасательная операция. Несмотря на противодействие властей США и Канады, советская экспедиция ВМФ все-таки нашла Ту-95РЦ. Самолет действительно упал. Судно «Владимир Трефолев» нашло обломки спустя 1.5 месяца после начала поисковой операции. 18 сентября 1976 года с морского дня подняли ценное оборудование «Медведя» и тела погибших членов экипажа. В катастрофе погибло 12 летчиков и специалистов самолета-разведчика.
Что же произошло?
Обломки искали и наши, и американцы. |Фото: wargaming.netwargaming.net.
Если кратко – то мы не знаем. И под словом «мы» подразумеваются простые люди. Дело в том, что крушение Ту-95РЦ сразу же было засекречено в Советском Союзе. На самом деле не стоит искать в этом какой-то однозначно скрытый смысл и заговор. Гибель самолета-разведчика – это в принципе один из тех инцидентов, подробности которого не предназначены для ушей и глаз широкой аудитории из соображений государственной безопасности. С другой стороны, секретность вокруг инцидента 4 августа конечно же порождает соблазн предположить, что самолет сбили ВВС США.
Погибший экипаж. |Фото: ya.ru.
Так ли это на самом деле? Можно только гадать. Против этой версии говорит то, что поиски самолета шли 1.5 месяца и нашли его все-таки наши моряки, а не американцы. Логично предположить, что если бы борт специально сбили ВВС США, то они располагали бы в отличие от советской стороны куда более точными координатами для поиска обломков. Наверняка американская разведка не отказалась бы от возможности поживиться ценной информацией из аппаратуры самолета-разведчика.
Сбили ли самолет американцы? До сих пор загадка. |Фото: livejournal.com.
Есть конечно же и официальная версия гибели Ту-95РЦ. Точнее даже целых две. Первая предполагает, что «Медведь» упал из-за внутреннего сбоя бортового оборудования. Вторая сводится к тому, что это был несчастный случай и Ту-95 каким-то образом угораздил в вихревой след, оставленный гражданским самолетом, что привело к вождению «Медведя» в штопор и падению в океан. Каждая из официальных версий имеет свои сильные и слабые стороны, однако увы, без обнародования секретных документов с заключение комиссии ВВС СССР остается только строить догадки.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про «Крылья России»: почему советский авиалайнер размером с Ан-225 «Мрия» так и не увидел свет.