Колониальная архитектура не так проста, как известные стили, и с наскоку определить, к какому направлению относится тот или иной шедевр зодчества, удастся даже не всякому искусствоведу. И на это есть сразу несколько причин, заключающихся в специфике самой колонии, где переплелись стили архитектуры колонизаторов и местные традиции, наработанные веками. Немного разобраться в особенностях гибридного стиля в прикладном искусстве и архитектуре помогут яркие примеры, олицетворяющие важные исторические периоды и интересные творческие идеи.
Особенности колониальной архитектуры и ее основные направления
Пример французского колониального архитектурного стиля. | Фото: rehouz.info.
Колониальная архитектура является результатом влияния сильнейшего государства на захваченные или присоединенные территории, наравне с установкой порядков, законов, правил обязательных к исполнению. Взять хотя бы влияние греков на Северное Причерноморье, доминирование римлян в Галлии, активную деятельность крестоносцев-франков в Византии и это, не говоря об испанцах и португальцах, высадившихся на просторах Латинской Америки, и англичанах с французами – заполонившими Северный континент.
Неоколониальный стиль стал продолжением федерального направления в архитектуре. | Фото: rehouz.info.
Начиная с древности, всюду, куда проникала культура крупных государств и метрополий, она не только привносила в жизнь того или иного региона свои правила и каноны, но и впитывала местный колорит, наполняясь неповторимой экзотикой. Несмотря на то, что в облике колониальных строений легко узнаются черты готики и ампира, рококо, барокко или классицизма с античными штрихами, но отнести к какому-либо из перечисленных стилей их никак нельзя. В каждом из произведений архитектуры найдутся особенные детали и очертания присущие только той местности, где велось строительство.
Испанский колониальный стиль прижился в Южной Америке, в штатах Калифорния, Флорида, Аризона, Техас и Колорадо.
Основные направления колониального стиля в архитектуре ожидаемо зависели оттого, с какой страны они были привнесены:
• новоанглийский колониальный стиль присущ строительству особняков 1620 – 1740 гг. в регионе Новой Англии. Главный девиз – ничего лишнего;
• георгианская колониальная архитектура популярная в южных британских колониях в 1690-1830 гг. Особняки, построенные в этом стиле, близки к манере Ренессанса и выглядят намного нарядней;
• стиль колониальной архитектуры кейп-код популярен до сих пор, его распространение началось с северо-восточных регионов. Основой направления архитектуры стали адаптированные фахверковые дома с деревянными каркасами, лаконичными формами и отделкой преимущественно белым сайдингом, щедрым остеклением и большим каминным дымоходом;
• испанский (португальский) колониальный стиль можно встретить в Южной Америке, Калифорнии, Флориде, Аризоне, Техасе и Колорадо. Всюду, где появлялись испанские и португальские переселенцы, можно увидеть дома из ракушечника/самана с большими арочными окнами и открытыми балкончиками;
• немецкая колониальная архитектура присуща большинству добротных домов во множестве штатов – Висконсине, Огайо, Пенсильвании, Вирджинии, а также Миссури. Эти дома создавались из местных материалов и имели мощные и внушительные стены, а оконные и дверные проемы чаще всего были арочной формы;
• французский колониальный стиль чаще всего встречается в Новом Орлеане, Батон-Руже, Спригфилде, Луизиане и Миссисипи. По сведениям авторов Novate.ru, мигранты применяли технологию строительства не ту, что традиционно использовалась во Франции, а опробованную в индокитайских владениях и Гваделупе, ведь для южных регионов обилие окон, наличие множества ажурных балконов и легких наружных галерей – идеальный вариант;
• колониальный федеральный стиль был очень популярен в 1780-1880 гг. Строгость линий и прямоугольная планировка, высокий цоколь и пологие кровли, обилие окон и невысокие мезонины, башенки и колонны, балюстрады и молдинги – все это объединило каноны классицизма и георгианский стиль;
• неоколониальный стиль стал продолжением направления федеральной архитектуры и стал мегапопулярным в 60-х гг. ХХ века. Появление новых строительных и облицовочных материалов развязали руки архитекторам, которые изначально предпочитали рационализм, но позже появилась и эстетика, и шик, и индивидуальность.
1. Церковь Сан-Франциско-де-Ассис в Ору-Прету (Бразилия)
Церковь Сан-Франциско-де-Ассис – самый известный и знаменитый храм в Ору-Прету, лучший образец колониальной архитектуры (Бразилия).
Церковь Сан-Франциско-де-Ассис (São Francisco de Assis Church) считается одним из Семи чудес португальского происхождения в мире. Уникальное религиозное сооружение было спроектировано Антониу Франсиско Лисбоа, известнейшим дизайнером и скульптором, последователем колониальной португальской архитектуры. После того как проект был воплощен в жизнь (1766 г.) церковь Сан-Франсиско-де-Ассис превратилась в эталон красоты, изобилующего элементами в стиле рококо или позднего барокко. При оформлении интерьера автору проекта удалось гармонично сочетать барочную роскошь и великолепие с простотой и искусной росписью местных мастеров.
2. Железнодорожный вокзал Chatrapati Shivaji в Мумбаи (Индия)
Chhatrapati Shivaji Maharaj Terminus в 2004 г. был внесен во Всемирный список культурного наследия ЮНЕСКО (Индия). | Фото: artsandculture.google.com.
Грандиозный железнодорожный вокзал Chhatrapati Shivaji (Chhatrapati Shivaji Maharaj Terminus) в Мумбаи – яркий пример британской колониальной архитектуры. Здание, спроектированное британским архитектором Фредериком Уильямом Стивенсом, сочетает в себе элементы викторианского итальянского готического возрождения, классической индийской и исламской архитектуры. Внушительная конструкция в стиле Дали с контрфорсами, куполами, башенками, шпилями, витражами, горгульями с собачьими мордами, павлинами, украшающими великолепную центральную башню и окна над главным входом – более сотни лет производят неизгладимые впечатления как на пассажиров, так и гостей города.
Внутреннее убранство железнодорожного вокзала впечатляет не меньше чем его формы и декоративные элементы.
Интересный факт: Масштабное здание из песчаника и известняка имеет С-образную форму – два крыла выходят из центрального куполообразного сооружения. Эта форма заимствована из индийской дворцовой архитектуры, а вот башни и шпили напоминают европейские замки и соборы. На момент возведения (1887 г.) – это было самое дорогое здание города, стоимость которого превышала 250 тыс. фунтов стерлингов.
3. Кафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии в Мехико (Мексика)
Кафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии – самая ценная достопримечательность исторического центра Мехико (Мексика). | Фото: havecamerawilltravel.com.
Как и многие другие образцы колониальной архитектуры, это здание было построено на земле, которая являлась священной для коренных народов. Когда испанцы сравняли с землей столицу ацтеков Теночтитлан, они решили построить на этом месте новый город и одним из основных приоритетов было возведение церкви. Строительство первой церкви на месте разрушенной святыни ацтеков было поручено Мартину де Сепульведе (1524 - 1532 гг.), но небольшое сооружение в мавританском стиле показалось очень маленьким и неприметным, поэтому был приглашен другой архитектор.
Mexico City Metropolitan Cathedral является важной частью культуры Мексики, в нем часто проходят важные культурные и политические мероприятия.
Клаудио де Арчиниега, черпавший вдохновение из архитектурных форм собора в Севилье создал грандиозный проект в готическом стиле, который на протяжении двух веков (XVI-XIX вв.) дополнялся впечатляющими деталям испанской интерпретации стиля барокко, Ренессанса, а также элементами неоклассической архитектуры.
4. Президентский дворец в Ханое (Вьетнам)
Президентский дворец является одной из самых ярких и элегантных достопримечательностей современного Ханоя (Вьетнам).
Ярко окрашенное здание, называемое Президентским дворцом Ханоя (Presidential Palace in Hanoi), является прекрасным примером того, как цвет или текстура могут превратить колониальную архитектуру в нечто более значимое или уникальное. Дворец, построенный в 1900 г. французским архитектором Огюстом Анри Вильдье, должен был стать официальной резиденцией президента Вьетнама, но тот предпочел традиционный вьетнамский дом на сваях, поэтому новое здание использовалось лишь для партийных заседаний и приемов на высшем уровне.
Интерьер может похвастаться образцами национальной вьетнамской культуры и предметами изобразительного искусства (Presidential Palace in Hanoi).
А случилось это потому, что при строительстве здания кроме канареечного цвета и экзотических растений, высаженных в парке вокруг него, ничего не было взято из национальной культуры страны. Много лет помпезный дворец не воспринимался ни местными жителями, ни властями, но со временем он был признан самым элегантным образцом французской колониальной архитектуры (с вкраплениями итальянского ренессанса) и даже превратился в местную достопримечательность, несмотря на то, что прославляет культуру другой страны.
5. Старинные корпуса университета Johns Hopkins University в Балтиморе (штат Мэриленд, США)
Старинные корпуса Johns Hopkins University – лучший из примеров федерального стиля колониальной архитектуры (Балтимор, США).
Архитектурный ансамбль Университета Homewood в Балтиморе (Johns Hopkins University) открытый в 1876 г. уже более сотни лет считается одним из самых красивых университетских городков США. Великолепные исторические резиденции Хоумвуд-хаус и Эвергрин-хаус, в которых располагаются учебные и административные помещения, являются впечатляющими примерами федерального стиля колониальной архитектуры, которая вобрала в себя лучшие традиции георгианского зодчества и классицизма.
Университетская библиотека может похвастаться не только уникальными фондами, но и красивейшими интерьерами (Johns Hopkins University, США).
Учитывая, что университетский городок постоянно расстраивается и меняет свой облик, новые учебные корпуса и кампус приобретают современные очертания, при этом смешение стилей прочно закрепляется в очертаниях и интерьерах зданий.
Яркими достопримечательностями современных городов становятся не только старинные сооружения, но и музеи, уникальные здания которых являются настоящими произведениями искусства.