Lada Largus, подорожавшая почти на 49 процентов/ Фото: motor1.com
Напряженность на автомобильном рынке нарастает. За последние недели цены выросли в среднем более чем на 20%. Производители и дилеры испытывают большие проблемы.
У покупателей тоже много забот. Рост стоимости жизни вынуждает их делать трудный выбор в отношении расходов. За общим тревожным уровнем инфляции скрывается резкий взлет цен на многие товары – от предметов первой необходимости до жилья и, конечно же, автомобилей. Производство многих моделей остановилось или вообще прекратилось, а остатки расходятся по заоблачным ценам. Получить машину своей мечты все труднее – приходится выбирать из того, что есть, и платить баснословные суммы.
1. Причины роста цен
Рено Дастер вырос в цене примерно на 41 процент/ Фото: rolf-renault.ru
Заметное увеличение стоимости автомобилей началось с пандемией, и даже подержанные машины стали намного дороже: прирост составил от 3 до 10%. Новые модели превзошли даже этот ошеломляющий показатель – прейскуранты наиболее популярных из них выросли на 10-15% и более.
В феврале-марте текущего года, с началом военно-политической спецоперации и введением новой серии санкций, произошел еще один безумный скачок цен, и есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе они продолжат расти.
Неопределенность перспектив, обесценивание рубля и напряженная политическая обстановка побудили уйти с российского рынка большинство производителей и поставщиков импортных машин, а местные автостроители испытывают острый дефицит материалов и комплектующих. Нехватка буквально всего, от обычного металла до сложных электронных компонентов, и небывалое подорожание оставшихся доступными продуктов повлекли за собой массовые остановки прозводственных линий в сочетании со взлётом цен.
И дело не в привычном для российских автолюбителей небольшом «сезонном» повышении. Как свидетельствуют отраслевые эксперты, нынешний ценовой всплеск признан самым резким и крупномасштабным за последние годы: автомобильные прайс-листы только за две первые мартовские декады выросли на сотни тысяч, а то и миллионы рублей.
2. Динамика подорожания
Nissan Terrano, выросшая в цене на 450 тыс. рублей/ Фото: auto.ru
УАЗы, подорожавшие всего на 30–65 тыс., оказались самыми стойкими в период всеобщей ценовой вакханалии, тогда как прейскурант «Лады», к примеру, только за первую половину марта пересматривался дважды, и средняя прибавка в основных семействах (Веста, Гранта, Ларгус, Нива) с начала месяца достигла 15-30%.
Но даже они скромно смотрятся на фоне серийных линеек Renault (здесь корректировка стоимости варьируется в пределах от 31% до 42%), Nissan (прирост от 450 тыс. российских рублей за Terrano до полутора миллионов за Pathfinder), Toyota (+ 0,9-1,45 млн руб.), BMW (+ 0,75-1,8 млн) а также десятков прочих марок и моделей.
Надо добавить, что речь идет о так называемой «рекомендованной производителем розничной стоимости» и корпоративных прайс-листах, тогда как дилерские прейскуранты обычно существенно выше. Некоторые бренды вообще на время убрали прайсы с официальных сайтов (например, Пежо, Джип, Чанган, Джили, Чери, Шкода и т.д.).
3. Стремительный рост стоимости «народных» автомобилей
Лада Веста теперь стоит около 1,12 млн. рублей/ Фото: lada.ru
Как показывает статистика интернет-запросов, сегодня россияне не на шутку взволнованы тревожной динамикой в автомобильной сфере. И больше всего их волнуют перспективы не эксклюзивных престижных авто, а бюджетных моделей. Еще недавно доступные каждому желающему, пусть и в рассрочку, они на глазах превращаются в непозволительные предметы роскоши.
Росстат показал, какие из них больше всего выросли в процентно-ценовом отношении с начала 2022 года:
Тойота РАВ4 подорожала чуть более, чем на 23 процента/ Фото: ar25.org
Тойота Камри стала стоить почти 2,5 млн. рублей/ Фото: motor.ru
Подорожание автомобилей вынуждает многих водителей экономить. Между тем, сохранить деньги помогут 6 способов покупки недорогих, но качественных запчастей.