Автомобилестроение стремительно развивается, и очень интересно, каким станет автомобильный транспорт через 50-100 лет. Уже сегодня машины обвешаны датчиками, камерами, сенсорами и прочей электроникой, упрощающей вождение и парковку. И тенденция такова, что автомобилям все больше передают управление, оставляя человеку роль пассажира. Давайте посмотрим, какие модели разрабатываются сегодня, и что будет возить людей и грузы в скором будущем.
1. Mercedes-Benz Vision Urbanetic
Mercedes-Benz Vision Urbanetic в грузовом корпусе. /Фото: media.wired.com
Автопроизводитель Mercedes-Benz поделился видением будущего, разработав необычный концепт городского транспортного средства и показав прототип на автосалоне в Ганновере в 2018 году и выставке CES 2019. Vision Urbanetic – это автономный фургон, передвигающийся без водителя, и он футуристичен полностью: от дизайна до возможностей. Концепт построен по модульной системе со сменяемыми кузовами: пассажирским и грузовым. Причем трансформация беспилотника занимает считанные минуты и может проводиться как вручную, так и автоматически на специальных станциях.
Mercedes-Benz Vision Urbanetic в пассажирском корпусе. /Фото: media.wired.com
Управление осуществляет интеллектуальная система, анализирующая данные и обменивающаяся ими между другими электромобилями в режиме реального времени. Безопасность также на высоте: Vision Urbanetic «наблюдает» за окружающим пространством при помощи камер и сенсоров и сообщает пешеходам о том, что он их заметил, посредством интерактивных панелей.
2. Einride T-Pod
Einride T-Pod уже вышел на дороги Швеции, пусть и на скорости до 5 км/час. /Фото: gagadget.com
Грузовик T-Pod шведской компании Einride выглядит настолько необычно, как будто приехал прямиком из фантастичного блокбастера. Кабины как таковой у него нет и в целом он больше похож на контейнер, из-за чего получил шутливое прозвище «холодильник на колесах». Электрогрузовик работает без водителя, но в случае необходимости, например, в городе или при возникновении сложных дорожных ситуаций, контроль перехватывает оператор удаленного центра управления. При этом один человек может «вести» одновременно до десяти машин.
На данный момент T-Pod миновал стадию концепта и готов к запуску в массовое производство. В Швеции он уже получил необходимые разрешения для выезда на дороги общего пользования. Планируется, что первым маршрутом, на который выйдет T-Pod, станет трасса между Гётеборгом и Хельсингборгом.
3. Mercedes-Benz Future Bus
Облик Mercedes-Benz Future Bus подчеркивает его инновационность. /Фото: daimler.com
Концепт Future Bus дает представление, каким компания Mercedes-Benz видит автобус будущего. Транспортное средство оснащено системой CityPilot, способной самостоятельно двигаться по маршруту, делая остановки и открывая двери в местах посадки и высадки пассажиров. Технология работает на основе датчиков и радаров, получающих трехмерную картину окружающей среды, определяющих препятствия, распознающих сигналы светофоров и считывающих дорожные знаки и разметку, а также камер в салоне, отслеживающих действия пассажиров. Система управляет автобусом с точностью до сантиметра, однако работает она пока под контролем водителя.
Салон Future Bus оформлен в футуристическом стиле. /Фото: daimler.com
Дизайн Future Bus необычен во всем: от плавных обводов кузова и огромных окон до футуристических сидений и напоминающих деревья поручней. Пассажиры могут подзарядить мобильные устройства – в багажные полки встроены беспроводные зарядки.
Интересная информация от Novate.ru: Mercedes-Benz Future Bus уже вышел на дороги. В Голландии автобус используется на маршруте, соединяющем город Харлем и Схипхол ¬– аэропорт Амстердама. Трасса далеко не прямая, по пути следования приходится пересечь множество поворотов и пару десятков перекрестков со светофорами. И Future Bus «без сучка, и задоринки» проходит 30-минутный маршрут с 11 остановками, демонстрируя все возможности беспилотного автобуса.
4. Continental CUbE
Шаттл CUbE «общается» с пешеходами посредством информационного дисплея. /Фото: newtechnology.hu
Каким будет такси будущего, можно судить по беспилотнику компании Continental. Это небольшой автобус, рассчитанный на перевозку нескольких человек и работающий автономно, без водителя. Компактный формат прекрасно выписывает шаттл в городскую среду, позволяя с легкостью лавировать по улицам. Система управления CUbE с помощью камер, радарных датчиков и лазерных сенсоров считывает окружающую обстановку, определяя местоположение беспилотника и предотвращая критические ситуации.
Согласно концепции, шаттл можно будет вызвать через приложение и пока он едет, отслеживать его положение в смартфоне. Приложение также показывает информацию о доступных поездках и выводит уведомления об автомобилях в виде диаграммы.
5. Starship
Аэродинамический дизайн внес свою лепту в экономичность Starship. /Фото: i.blogs.es
Грузовик Starship – итог успешного сотрудничества компаний AirFlow Truck и Shell. Это сверхэкономичный тягач с футуристическим дизайном, показывающий фантастически низкий расход топлива: 26,3 л/100 км. Цифра просто потрясающая для автопоезда, весящего вместе с грузом более 33 тонн, это абсолютный мировой рекорд для грузовиков такого класса. Достичь подобного результата помогла не только техническая «начинка» с самыми передовыми технологиями, но и особенный аэродинамический дизайн. У грузовика уникальная кабина с облегченной массой, сделанная полностью из углеродного волокна и специально разработанное ветровое стекло. Снизить сопротивление воздуха также помогают боковые юбки, сужающаяся хвостовая часть, активные заслонки решетки радиатора и другие элементы конструкции.
6. Scania NXT
Scania NXT в формате автобуса. /Фото: scania.com
Шведская компания Scania разработала необычный концепт городского транспортного средства, с прицелом на 2030 год. По замыслу создателей один вид транспорта будет решать несколько задач: утром и вечером доставлять пассажиров на работу и учебу и обратно, днем выполнять грузовые перевозки, а ночью вывозить мусор. Концепт передвигается под беспилотным управлением, без привлечения водителей. А трансформация осуществляется за счет модульной конструкции, построенной на двух раздельных блоках с передней и задней осью. За счет этого быстро меняется колесная база под задействуемый корпус: пассажирский, грузовой или «мусорный». Система управления вмонтирована в шасси, а в корпуса интегрированы батареи и прочее оборудование для вождения. Неиспользуемые в данный момент корпуса незамедлительно ставятся на зарядку. Подобный подход позволяет сразу использовать «двигательные» блоки, подключая их к уже «заряженному» корпусу.
Также важно помнить, что если при запуске мотора слышится металлический звон, стоит волноваться.