Третья декада нового тысячелетия подарит Великобритании обновлённые военные корабли. Новый виток истории королевского Военно-морского флота ознаменуется выходом в море пяти судов, сочетающих в себе почтение и к традициям, и к новым технологиям. Всё это в обёртке неизменной строгости, присущей англосаксам. По предварительным данным строительство каждого из кораблей обойдётся в 250 миллионов евро. В основе конструкции принцип организации датского фрегата «Iver Huitfeldt».
В 17 веке королевский флот, включающий в себя 35 кораблей, испытал значительное расширение. В середине столетия в море вышло 40 новых кораблей, и всего за каких-то четыре года. Во многом, это была заслуга адмирала Роберта Блейка, во времена правления Оливера Кромвеля прозванного «морским генералом».
Витиеватая система такелажа, состоящего из многообразия блоков, реев, канатов и других не менее значимых элементов быстро становилась знакома тем, кто волею судьбы оказывался на судне. Когда все канаты расправлены и такелаж поставлен в стоячее положение, матросы взбирались на ванты, чтобы опустить величественные паруса. Манёвренность регулировали с помощью бушприта, представляющего собой основу центра тяжести всех основных мачт и точек натяжения, рангоутное древо и «нос» корабля.
Чертёж стоячего такелажа парусного судна / Фото: goldenhind.ru
Во времена Наполеоновских войн новейшие британские фрегаты отчалили в открытое море в количестве шестнадцати единиц. Выдающиеся скорости от десяти до тринадцати узлов в попутный ветер и достаточный запас вооружения, чтобы вести продолжительные морские баталии на протяжении нескольких суток оправдали принадлежность фрегатов к пятому рангу, что априори – знак авторитетности и передового подхода.
В наши дни анонсировано лишь пять современных военных судов, которые отправятся верой и правдой служить Соединённому Королевству к 2030 году. Стоит понимать, что новые корабли никогда не выходили в бой целыми эскадрами. К тому же, военные фрегаты даже в восемнадцатом веке редко сражались в больших количествах – в строю с ними были другие боевые суда. Фрегаты призваны проявить себя – показать, на что способны, прежде чем массово отправляться на служение отечеству. Так парусники «Lively» отлично зарекомендовали себя, капитаны высоко оценили манёвренность и слаженность свежих экземпляров, и со временем они обрели статус особенно ценимой части морских военных сил Британии.
Британский парусник / Фото: hdpic.club
Современные фрегаты продолжают носить гордое наименование стародавних предшественников. Помимо прочего, они переняли от них предназначение быть военными надводными судами, передовыми (насколько это возможно) в отношении своей эпохи. Современные фрегаты заполняют продвинутые боевые модули различного назначения. Чаще всего они обладают вертолётными площадками и ангарами, для взаимодействия с воздушными силами. Каждый фрегат оборудован навигационной системой радиолокации; в арсенале у них артустановки и устройства подачи и контроля торпед.
Ко всему прочему то, что объединило фрегаты прошлого и настоящего – скрупулёзный подход к деталям и английская строгость в исполнении. Продуманность организации канатных реев и мачт, конфигурации, подобранные для новых возможностей и, главным образом, манёвров сменились передовым подходом, заточенном на ведение гибридных войн.
Пулемёт на борту современного фрегата / Фото: mvestnik.ru
Мощные новобранцы королевского флота не нуждаются в армадах, ведь если вообразить по-настоящему современные боевые суда, они концентрируют в себе чуть ли не силу полновесной эскадры. Новые фрегаты по всем заложенным в них параметрам стремятся не просто быть воплощением будущего флота Великобритании, а воплощением будущего как такового. К тому же единовременно той же Британией проектируются и готовят к испытаниям и другие современные военные корабли, которые также войдут в часть морских вооружений и имеют все шансы быть на подхвате у Type 31.
Ведь у такого сверхсовременного покорителя морей можно быть только на подхвате. Главным и самым инновационным преимуществом модели станет особенная платформа, адаптирующаяся к различным условиям и поставленным целям. Она основана на модульной конструкции, отвечающей за способность к гибкому преобразованию конфигурации судна.
«Принц Уэльский», относительно недавно ставший почётным кораблём английского флота – без преувеличения крупнейшее военное судно в истории островного государства. В некоторой степени, выход такого гиганта в свет стал импульсом для того, чтобы был обнародован и состав фрегатов.
Военный корабль Принц Уэльский - самый крупный в истории Британии / Фото: inosmi.ru
Что касается ближайшего соратник ожидаемого Type 31, а именно фрегата Type 26, то модель уже на предварительной стадии подготовки заказана Австралией и Канадой, причём в размере около десятка единиц.
Всем будущим фрегатам, согласно традиции, уже даны имена. Так, первой ласточкой сверхсовременных британских боевых модульных кораблей станет «Venturer». Название весьма символично и в то же время ему удаётся сохранить интригу, к которым всегда питали страсть британцы, ведь в переводе оно означает «авантюрист» или «идущий на риск».
Очевидно, что, так или иначе, первопроходец всегда идёт на риск – в таком случае, он должен быть рождён для него, чтобы ощущать себя в своей стихии. Две пары выносливых дизельных двигателей обеспечат ему свыше 28 узлов, о чём не могли мечтать экипажи парусных фрегатов. Автономно корабль способен пробыть на плаву свыше 50 суток. По оценкам параметров судна, оно выдержит плаванье на дистанцию почти в 13 тысяч километров, что фактически равняется диаметру планеты.
Что касается вооружения, первая пятёрка королевских фрегатов обзаведётся башенными установками с автоматическим оружием, в основе которого шестиствольные пулемёты. По предварительным требованиям адмиралтейства и министерства обороны Великобритании, экипаж корабля должен составлять ровно одну сотню человек.
Примечательно, что за основу новых судов позаимствованы принципы устройства фрегатов типа Iver Huitfeldt, состоящие на счету у Дании с 2011 года. В длину такие модели достигают до 140 метров.
фрегат Type 26 / Фото: news.usni.org
Модульность корабля планируют в перспективе сделать стандартом военно-морского флота островного государства. Универсальные модули в основе проектировки фрегата преобразуются и комбинируются друг с другом в зависимости от ситуации. Это может происходить даже в открытом море, что отражает полное соответствие требованиям и представлениям о современности. Многие рабочие специализации сегодня требуют гибкости и многозадачности, в том числе в сложных условиях. Военные корабли не стали исключением. Так Type 31 сможет перемещать беспилотники, задействовать автоматические системы по обнаружению мин и включать в себя хирургическое отделение.
Наконец, полное имя модели фрегата - «Type 31 Inspiration». В переводе это означает «Вдохновение», что поначалу кажется несколько высокопарным, но если ещё раз пересмотреть все характеристики и особенности судна, действительно начинает казаться, что подобная техника вдохновляет на рискованные и авантюрные плавания.
Понравился материал? Тогда узнайте прямо сейчас:
Почему за 30 лет Россия не построила ни одного большого военного корабля