Про забаву русских офицеров XIX века под названием «русская рулетка» знает каждый. Первым эту традицию описал Михаил Юрьевич Лермонтов в произведении «Герой нашего времени». Однако, по сравнению в «рулеткой», «кукушка» — это совершенно другой уровень. Кратко сию забаву можно было бы охарактеризовать известной цитатой о слабоумии и отваге, и вот почему.
Одним из первых русскую рулетку описал Лермонтов. |Фото: ya.ru.
Прежде чем начать рассказ про русскую офицерскую игру в кукушку, стоит зайти из далека и прояснить некоторые вещи на примере, казалось бы, совсем далеком от обсуждаемого вопроса. В 2005 году отставной американский морской пехотинец Натаниэль Фик написал книгу «One Bullet Away» («На расстоянии выстрела», но в русском переводе продается как «Морпехи»). В этой книге Фик описывает не только свою поездку в Ирак в 2003 году, но и особенности службы морских пехотинцев США. В частности, из книги можно подчерпнуть немало интересного о моральном и идеологическом облике молодых людей, идущих на службу в корпус. Настоятельно рекомендуется к прочтению в первую очередь тем, кто все еще верит про то, что американцы «без гамбургеров не воюют». Так же, как и книга «Generation Kill» («Поколение убийц», есть одноименный сериал), написанная американским журналистом Эваном Райтом вместе с Натаниэлем Фиком, посвященная все той же морской пехоте США.
Натаниэль Фик. За мажорным костюмом вообще-то суровый мужик, прошедший усиленный курс подготовки разведчиков морской пехоты и Иракскую кампанию. |Фото: ya.ru.
Какое отношение все это имеет к игре русских офицеров XIX века? Самое прямое. В обеих книгах неоднократно встречается мысль о том, что «морпеху запрещено умирать». Потому что мертвый морпех – это плохой морпех. Более того, в корпусе натурально культивируется в головах молодых людей идея о том, что они не совсем люди, а собственность государства. Имущество, на «производство» которого была потрачена уйма денег. Поэтому «подыхать» морпехи имеют право только по приказу. Так вот когда речь заходит о русском офицерстве XIX века, в интернете встречается мысль о том, что игра в «кукушку» – это какое-то особое проявление храбрости и воинской удали, которой из века в век славятся русские воины. Можно подумать, другие народы храбростью не отличаются. Надо сказать весьма опасное ура-патриотическое заблуждение – недооценивать возможного противника.
Дмитрий Николаевич Логофет. |Фото: wikipedia.org.
Итак, игра в кукушку. Впервые эта «замечательная» офицерская традиция была описана русским генералом и замечательным публицистом Дмитрием Николаевичем Логофетом в книге «На границах Средней Азии». Узнал об игре будущий генерал во время поездки по Туркменистану от одного из местных есаулов. Забегая вперед, Дмитрий Николаевич игру в кукушку всячески осуждал. При этом уже во времена Логофета местные, в том числе поведавший генералу правила игры есаул, сию забаву всячески оправдывали. Мол, храбрость она воспитывает! Вот только здесь впору спросить: а до появления «кукушки» в русской армии одни слабохарактерные трусы были? Как-то и без диких игр насмерть русские служилые люди и в кавалерийские атаки ходили, и под пушки шли, и в крепостные проломы под мушкетные залпы лезли.
Служба в отдаленных гарнизонах чаще всего была рутинна и скучна. |Фото: roskav.ru.
Правила кукушки в целом крайне просты. Группа офицеров на ночь забивается в какое-нибудь темное помещение. Рассаживается по углам и за укрытия, после чего один офицер начинает «куковать». Все остальные палят из револьверов на звук «ку-ку». Очень часто в таких забавах кто-нибудь погибал. Еще чаще люди получали ранения. Сам Дмитрий Николаевич Логофет писал о том, что кукушка наносит офицерскому составу туркменских гарнизонов большой ущерб, чем набеги местных. Даже если Логофет преувеличивал, совершенно очевидно, что такая форма «развлечения» ни к чему хорошему не приводила и таки подрывала боеспособность гарнизонов.
Смертельные игры они не от храбрости, а от дурости. |Фото: fb.ru.
Почему же русские офицеры играли в кукушку? Никто не ставит под сомнение храбрость и удалить русского солдата и офицера (можно подумать у других народов в армии почетно быть не храбрым и не удалым). Однако, «кукушка», как и куда более знаменитая «русская рулетка» — это экстремальная форма развлечения в тех местах службы, где ни один офицер оказаться не захочет – у черта на рогах. А именно, в дальних гарнизонах. Там нет ни приличных девушек, за которыми можно было бы поухаживать, ни театров, ни салонов. Одни только верблюды, водка, да местные, чаще всего по-русски почти не говорящие. Важное понимать, что военные при этом - люди с достаточно специфическим складом психики. Сидеть на месте для многих из них и ничего не делать – особенно в тягость. А потому, когда служба скатывает в рутину, начинаются всевозможные излишества и разложение: неуставные взаимоотношения, пьянство и развлечения подобные «кукушке».
Как-то столетиями храбрость проявляли и без игр на смерть. ¦Фото: livejournal.com.
Офицер – это квалифицированный специалист, пускай зачастую и с достаточно специфическим образованием/набором навыков. Мертвый офицер – это плохой офицер. Особенно, если пулю в голову ему вогнал не коварный враг, а он сам. Поэтому не нужно подменять понятия в отношении «русской рулетки» и «кукушки», романтизировать откровенно дикую форму неуставных взаимоотношений, и называть храбростью – откровенную дурость. Потому что офицер – это «собственность» государства, как бы странно это не прозвучало.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, какое холодное оружие в Русской императорской армии считалось никудышным.