В 1943 году специалистами немецкой компании Henschel был разработан новый тяжелый танк для нужд вермахта – Тигр II, который больше известен под прозвищем «Королевский тигр». В серийное производство машина пошла в 1944 году. Тогда же первые новинки отправились и на восточный фронт. А уже в августе 1944 года Красной армии удалось захватить сразу несколько относительно целых и исправных «Королевских тигров» в ходе боев недалеко от польского села Оглендов.
Машина была серьезная... |Фото: vavik96.com.
Новейшая машина Третьего рейха смогла произвести впечатление даже на ветеранов хотя бы своими внушительными размерами! Выглядел Тигр II исключительно грозно и при первом рассмотрении чем-то напоминал сильно «растолстевшую» «Пантеру». Два трофейных танка, сохранивших относительную работоспособность, были сразу же эвакуированы в глубокий тыл для изучения советскими конструкторами. Советские инженеры скрупулёзно изучали новинку на протяжении почти целого месяца.
Танк был неоправданно тяжелым. |Фото: mavink.com.
По результатам работы советские специалисты составили предварительный отчет. Справедливости ради стоит отметить, что отчет этот получился в известной степени предвзятым, так как на момент августа 1944 года советские инженеры имели весьма ограниченное представление об истории разработки и условиях производства Тигр II. Впрочем, несмотря на то, что многие вещи в конструкции «Королевского тигра» были раскритикованы, нашлись и моменты, которые приятно удивили советских инженеров. Копия отчета инженерной комиссии была опубликована в научно-техническом журнале «Вестник танковой промышленности» за октябрь 1944 года. В статье, посвященной этому танку, содержались следующие тезисы.
Машина лучше, чем кажется. |Фото: Pinterest.
В первую очередь советские конструкторы предположили, что выпуская «Королевские тигры» в Рейхе больше рассчитывают на моральный эффект, нежели на реальные боевые качества машины. Сразу после этого советская комиссия заключила, что у Тигра II есть большое количество технических недостатков, в их числе ненадежная бортовая передача, разрушающаяся уже через 250-350 км пробега в результате критического износа подшипников, слишком хрупкие зубцы ведущих колес, неудачная конструкция направляющих гребней ведущих колес. Помимо этого, советские конструкторы ругали постоянно перегревающиеся коробку передач и механизм поворота, халтурно выполненный механизм охлаждения масла КПП, слишком слабый двигатель, который в условиях огромный массы Тигра II постоянно оказывается в перегруженном состоянии.
Сегодня один из трофейных Тигров стоит в Кубинке. ¦Фото: stranabolgariya.ru.
Не похвалили Тигр II и за боевые характеристики. Отечественные инженеры пришли к выводу, что бронирование и вооружение нового танка не соответствуют его массе. Излишняя громоздкость машины и огромный вес снижали ее надежность и усложняли эксплуатацию. В целом советские конструкторы приняли «Королевский тигр» за дальнейшее развитие танка «Пантера» и САУ Фердинанд. Впрочем, были в немецкой машине и вещи, которые приятно удивили инженеров СССР. В подготовленном отчете они были отмечены как «заслуживающие внимания». Так, советов приятно удивили немецкий электрообогрев аккумулятора, монокулярный ломающийся призматический прицел с переменным полем зрения, углекислотная противопожарная автоматическая установка, а также термосифонный обогреватель для облегчения пуска двигателя в зимнее время.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, почему новейший продвинутый танк Leopard 2A7+ не пошёл в серию.