
Погоны – пожалуй, наиболее распространённый и удобный знак воинского различия в человеческой истории. Ничего лучше этого люди не придумали и вряд ли придумают. После Революции погоны из армии советской России ушли, однако уже в 1943 году – вернулись. Что же заставило Сталина вернуть в войска осколок ненавистного царизма?
1. Пара слов о «кровавых» ошибках

Ох, уж эти спекуляции.
Ох, чего только не пишут о возвращении погон в Красную Армию в 1943 году. Некоторые договариваются до того, что без них молодые выпускники командирских училищ не обладали среди солдат достаточным авторитетом перед бывалыми солдатами. То ли дело, если бы у этого командира на плечах красовались погоны! Офицерские погоны сами по себе дают +500 очков к авторитету среди подчинённых и единоначалию. Отдельные и вовсе договариваются до того, что едва ли не отсутствие погонов стало одной из причин катастрофы Красной армии в 1941 году. Ни упреждение вермахта и его союзников в развёртывании, ни ошибки советского командования, ни опытные действий немецких командиров, ни правило первого удара… Нет, отсутствие погонов на плечах – вот причина трагедии. Ведь без погонов в армии сплошная неразбериха и отсутствие какого-либо единоначалия (сарказм)!

Что-то в 1917 году погоны не помогли...
При этом в защиту сказанного некоторые граждане любят приводить удобные цитаты, например, высказывание о погонах маршала Советского Союза Василевского. Однако, при всё уважении к личности Александра Михайловича, в его словах хотя и есть зерно истины, куда больше там чистой воды триумфального пафоса. Увы, в том числе из-за слов Александра Василевского в публичном пространстве укоренились достаточно «мутные» стереотипы о том, что Красная армия «выстрадала» погоны в 1941-1942 году. В действительности же, как это часто бывает в истории, всё было одновременно проще и сложнее.
2. Почему отказались от погонов и действительно ли в Красной армии было плохо с единоначалием?

В революцию и после было немало странностей.
На момент революции 1917 года бывшая Императорская армия находилась в глубокой степени разложения. Уставшая от войны и социальной несправедливости солдатская масса воевать не хотела. Офицеры чаще всего слабо контролировали ситуацию на местах… Странно, почему-то те самые погоды, добавляющие +500 очков к авторитету и единоличию им в 1917 году, не помогли. В этой обстановке новые власти России были обречены заигрывать с «солдатским демократизмом». Других способов хоть как-то контролировать солдатскую и матросскую массу не было. Пришедшие к власти в России в ноябре 1917 года большевики исключением не стали. Однако, весь этот «демократизм» в армии стал стремительно сходить на нет с началом горячей фазы гражданской войны.
При этом к погонам со стороны не только солдат, но и просто народа в России 1917 года отношение действительно было сложным. В первую очередь погоны ассоциировались с офицерами, которые из-за оторванности от солдатской массы, нередко были склонны к жестокому отношению в адрес подчинённых (оскорбления, рукоприкладство, чрезмерные наказания и т.п). К тому же, на протяжении эпохи русских революций начала XX века имперская армия неоднократно привлекалась для подавления народных волнений. Давили их зачастую в духе того времени без лишних церемоний – пулей, штыком и шашкой. Водомётов и резиновых дубинок в ту пору не знали. По этим причинам у простого народа к погонам, как атрибуту имперской армии и офицерства сформировалось негативное отношение.

Как-то и без погон справлялись.
В этом отношении новая власть в известной степени была вынуждена идти если не прямо на поводу, то по крайней мере в хвосте у общественного мнения. Собственно, поэтому большевики от погон в Красной армии и отказались. Но это не значит, что в ней не было единоначалия. Да, поначалу действительно декларировалось «товарищество» между простыми бойцами и командирами. Однако, степень этого демократизма даже в условиях гражданской войны преувеличивать всё-таки не стоит. Не говоря уже об эпохе относительно мирного интербеллума между 1920-и и 1940-и годами. Тем более, что знаки различия в Красной армии всё-таки были – петлицы. Функционально от погонов они ничем не отличаются. Выглядят иначе, крепятся в другом месте, а работу, по сути, выполняют ту же. У петлиц есть ровным счётом одна проблема – они не слишком-то удобны.
Однако, не стоит преувеличивать и абсолютизировать проблему неудобства идентификации звания по петлицам. Ибо, с одной стороны, в своём подразделении-соединении все всех знают и так. А с другой стороны, в армии положено представляться… обычно начиная со звания.
3. Действительно ли возвращение погонов было «неожиданным» и «вынужденным»?

На самом деле шёл курс смягчения исторической политики.
Воспринимать возвращение погон как «неожиданное решение Сталина» в 1943 году может лишь тот, кто слабо знаком с отечественной историей первой половины XX века. После революции в советской России (и не только) действительно боролись со всем «старорежимным». Переименовывались улицы, убирались (а подчас и подвергались актам вандализма) памятники, закрывались храмы, менялись названия… Плохо ли это? Из песни слов не выкинешь: мягко говоря, перегибов в этом отношении хватало. Ибо, с одной стороны, градус народной ненависти ко всему старому после трёх революций и гражданской войны в стране действительно был крайне высок. А с другой стороны, большевики не были ни ангелами, ни марсианами, а потому среди них хватало людей, желавших быть «святее папы Римского» из карьерных соображений или из банальной глупости.
Однако, шли годы и постепенно «революционный запал» в его крайних, радикальных формах сходил на нет. Когда народ остыл, большевики стали проводить в жизнь концепцию о том, что хотя Российская империя и была их врагом, но всё-таки Советский Союз стоит на её фундаменте. А значит не нужно мазать всё чёрной краской в прошлом. Ибо достижения «исторической России» — это в первую очередь достижения русского и других народов, населяющих эту территорию. Этот дискурс смягчения затронул буквально все стороны общественной жизни СССР той поры. И армия не стала исключением. Так, например, уже в мае 1940 года произошло возвращение некоторых старых званий. На смену разномастным красным командирам вернулись старые добрые лейтенанты, капитаны, майоры, полковники, генералы и адмиралы.

Погоны всё равно бы вернули.
Стало ли от этого решения в армии больше единоначалия? Да бросьте. Это решение носило по большей части декоративно-идеологический характер и полностью укладывалось в общее смягчение исторической политики и дискурса о преемственности российской истории. В этом контексте возвращение погонов было лишь вопросом времени. Кстати, впервые эту проблему рассмотрели ещё в конце 1930-х, однако в итоге решили повременить. В 1943 году на фоне успехов Красной армии просто подвернулся удобный случай ещё раз подчеркнуть преемственность русского и советского «проектов». Однако, даже если бы войны не случилось, будьте уверены погоны в Красную армию всё равно бы вернули.
Рассказывать о том, что без погон в Красной армии не было единоначалия и что погоны армия «выстрадала» в 1941 году – это плевать в память тех людей, кто оплачивал своей кровью эвакуацию промышленности, мобилизацию и развёртывание армии в начале войны. Франция пала за 43 дня. Киев держался почти 4 месяца. Одесса – 2.5 месяца. Севастополь – 8 месяцев. Блокада Ленинграда была прорвана (но не снята) лишь в конце января 1943 – всё это время город сражался в голодном кольце. Москва выдержала не себе удар всей мощи вермахта зимой 1941-1942. У Красной армии было много горьких, но славных страниц и до возвращения старых знаков различия. Видимо с единоначалием в целом всё-таки был порядок. И с петлицами деды воевали всяко не хуже. Хотя, возвращение погонов всё равно было правильным решением, никто и не спорит.

В любом случае решение правильное.
А вот интересное видео с нашего канала - за что врачи ругали советскую школьную форму 1950-х годов:
В продолжение темы читайте про 5 популярных ножей, которые на практике не доставят ничего, кроме проблем.
