Вертолетостроение начало динамично развиваться после Второй мировой войны. Очень быстро стало понятно, что от летающих машин с винтами может быть огромная польза в хозяйстве и на войне. В Советском Союзе в вопросе конструирования вертолетов не только не отставали от всего остального мира, но даже задавали тренд в некоторых вопросах. За полвека было сделано огромное количество машин. Посмотрим на самые интересные из тех, что сегодня уже почти не представляется возможности увидеть.
1. Ми-1
Первый в своем роде. |Фото: huntsmanblog.ru.
Советский многоцелевой вертолет, который был разработан в ОКБ М. Л. Миля почти сразу после Второй мировой войны. Серийное производство машины велось с 1952 по 1960 год. Всего в СССР было собрано 2680 таких машин. Использовался вертолет как в народном хозяйстве страны, так и в армии. Кроме того, Ми-1 стал первым серийным вертолетом Советского Союза.
2. Ми-2В-2В
Интересный образец. |Фото: авиару.рф.
Советский многоцелевой вертолет, который был разработан и поставлен на конвейер в начале 1960-х годов. Использовался преимущественно для выполнения различных задач в гражданской области. В общей сложности было выпущено около 5400 таких машин. Использовались вертолеты вплоть до 1992 года. Боевая версия, вооруженная управляемыми ракетами, появилась в 1965 году.
3. Ми-6
В СССР любили все больше. |Фото: snariad.ru.
Советский тяжелый многоцелевой вертолет, создававшийся для нужд армии и народного хозяйства. Использовал классическую компоновочную схему и стал предшественником Ми-8. Главной особенностью Ми-6 было то, что данная советская машина стала первым в мире вертолетом, использовавшим два турбовального двигателя со свободной турбиной.
4. Ми-8Т
Рабочая лошадка. |Фото: wikimapia.org.
Самый массовый двухдвигательный вертолет в истории мировой авиации. Создана машина ОКБ М.Л. Миля в начале 1960-х годов. Позиционируется, как тяжелый многоцелевой вертолет для выполнения военных и гражданских задач разного толка. Используется машина и сегодня. Первый полет состоялся 9 июля 1961 года. Машина оказалась очень удачной и активно идет на экспорт более, чем в 50 стран мира.
5. Ми-10
Интересный образец. |Фото: yandex.by.
Военный транспортный вертолет, созданный в 1964 году. По сути Ми-10 является летающим краном. На вооружение машина была принята в 1963 году. Собирался серийной на Ростовском вертолетном заводе. Использовался и после развала СССР вплоть до 2009 года, пока не уступил свою нишу более современной машине.
6. Ми-12
Больше его нет во всем мире. |Фото: w-dog.ru.
Есть тяжелые вертолеты, а есть Ми-12, который является самым тяжелым вертолетом в мире из когда-либо построенных человеком. Кроме того, Ми-12 является закономерным образом еще и самым грузоподъемным вертолетом. Способен поднять до 40.2 тонн груза на высоту до 2250 метров. Интересно и то, что вертолет получился еще и достаточно тихим, с низким уровнем создаваемого шума и вибрации.
7. Ми-22
Выглядит впечатляюще. |Фото: anyaero.com.
Летающий командный пункт на базе вертолета Ми-6. Может использоваться для управления воздушными подразделениями и сухопутными частями. К выполнению своих задач (в качестве командного пункта) машина может приступать сразу после посадки и развертывания оборудования. Всего было создано 36 таких вертолетов. Эксплуатировался вплоть до 1996 года.
8. Ка-18
Многоцелевой малыш. |Фото: rostec.ru.
Многоцелевой советский вертолет, который появился в конце 1950-х годов. Машина была отмечена золотой медалью на выставке в Брюсселе 1958 года. Несмотря на многочисленные достоинства, машина до серии так и не добралась. Всего было создано два таких вертолета. До наших дней сохранился всего один.
9. Ка-25П
Противолодочная машина. |Фото: oruzhie.info.
Противолодочный вертолет корабельного базирования, созданный в СССР. Серийно выпускался с 1965 года. При этом на вооружение машина была принята только в 1971 году. Стал первым противолодочным советским вертолетом. Вертолет не имеет двойного назначения и с самого начала создавался исключительно для нужд флота.
10. Як-24
Отличный вертолет. |Фото: war-book.ru.
Советский двухвинтовой вертолет с длинным фюзеляжем. Первый полет машина совершила еще в 1952 году. Создавался Як-24 для нужд армии. Мог взять на борт до 30 человек (помимо 3 членов экипажа), а также нести до 3 тонн груза. Всего было сделано около 100 таких вертолетов.
Хочется узнать еще больше интересного? Как насчет того, чтобы прочесть о том, чем является система «Вьюга», на разработку которой «Сколково» тратит солидные ресурсы в последние несколько лет.