В годы холодной войны военная авиация развивалась совершенно особыми, вдвойне ударными темпами. В Советском Союзе, Соединенных Штатах Америки, Франции и Великобритании были созданы десятки, если не сотни интереснейших машин. Большинство из них так и осталось на чертежной доске. В случае с другими дело даже дошло до первого полета, однако по тем или иным причинам смелые машины так и не были приняты на вооружение. О нескольких таких, наиболее интересных проектах сегодня и вспомним.
1. N-102 Fang
Попытка создания самолета нового типа. /Фото: alternathistory.ru.
Концепция этого самолета была разработана в 1952 году конструктором Эдом Шмудом, который до этого создал куда более известный Мустанг P-51, отличившийся в ВВС Союзников в годы Второй мировой войны. Предполагалось, что N-102 станет новым главным самолетом для ВВС. На вооружение машину так и не приняли в первую очередь из-за того, что она оказалась недостаточно производительной. Тем не менее, на базе Fang-а был создан в 1970-е серийный самолет Northrop F-5, который используется ВВС США по сей день.
2. Bell XF-109
Попытка создания самолета с вертикальным взлетом. /Фото: Pinterest.
В начале второй половины XX века авиаконструкторов во всем мире охватила лихорадка… Они стали предпринимать серьезнейшие усилия для создания самолета с вертикальным взлетом. Концепции предлагались самые смелые. Как раз одной из таких был предложенный в 1955 году 18-метровый Bell XF-109 с 4 двигателями в гондолах на фюзеляже. Хотя 109-ый так и не пошел в эксплуатацию, машине во многом обогнала свое время.
3. Convair Model 49
Задумка была смелой. /Фото: mungfali.com.
В годы холодной войны в головах конструкторов по обе стороны Атлантики рождались самые смелые идеи. Так, например, в 1960-х годах инженеры Convair предложили скрестить самолет и вертолёт, создав мощную машину поддержки сухопутных сил. Так родился проект Model 49 – откровенно странный летательный аппарат, напоминающий тарелку инопланетян из научной фантастики. Само собой, дальше одного прототипа дело так и не пошло.
4. Sud-Est SE.5000
По стопам немецких конструкторов. /Фото: wordpress.com.
В чем главная проблема самолетов? Правильно, в их зависимости от наличия авиабаз. Первыми о создании самолета с возможностью запуска с тележки задумались еще немцы в годы Второй мировой войны. После ее окончания с этой идеей как следует поработали французские конструкторы, представив в 1953 году Sud-Est SE.5000. Самолет успешно совершил первый полет, однако из-за неустранимых недостатков проект было решено свернуть.
5. RB-12
В США несколько раз пытались скрестить бомбардировщик и разведчик. /Фото: topwar.ru.
В 1960-е годы впервые задумались о том, чтобы скрестить легкий и малозаметный самолет-разведчик с бомбардировщиком. Первый неудачный опыт в этой области американцы получили в 1961 году. Разработка подобной машины вылилась в создание RB-12 - самолета с планером от A-12, который оснастили мощными турбореактивными двигателями J-58. Предполагалось, что эта штука сможет носить ядерное оружие на скорости в 3.2 маха и высоте 24 км. Проект сочли слишком дорогим даже для Пентагона.
6. Dassault Mirage 4000
Проект похоронили конкуренты. /Фото: wiki2.org.
Про французские «Миражи» должен был слышать каждый. Эти самолеты до сих пор стоят на вооружении Пятой республики. Однако, не каждый знает о том, что в 1979 году был создан Mirage 4000, который так и не пошел в серию. Самолет должен был стать многоцелевым истребителем, способным конкурировать с советским Су-27 и американским F-15. Интересно, что именно 4000-ый принес в военную авиацию такую инновацию, как широкое использование углеволокна для снижения массы машины. Хотя самолет продемонстрировал хорошие результаты на испытаниях, в производство его не запустили из-за срыва контрактов в Иране и Саудовской Аравии.
7. Камов В-100
Скрещивать самолеты и вертолеты пытались и в СССР. /Фото: uofa.ru.
Интересные авиационные проекты в годы холодной войны были и Стране Советов. В СССР также предпринимались попытки скрестить вертолет и самолёт. Так, в 1980-х годах появился Камов В-100 – летательный аппарат с тремя винтами, при этом способный разгоняться до 402 км/ч, что в момент времени делало детище «камовцев» быстрее, чем основной ударный вертолет США «Апач». При этом вертолето-самолет должен был иметь еще и солидное ракетно-пушечное вооружение. Зеленый свет прототипу не дали из-за того, что военное руководство сочло В-100 слишком рискованным и дорогим проектом.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, как пенсионер превратил списанный Boeing 727 в жилище аэрокосмического качества.