История мировой авиации знает сразу несколько огромных машин-исполинов: это американские самолет-носитель Stratolaunch Model 351 и транспортная летающая лодка Hughes H-4 Hercules (эксплуатация завершена в 1976 году), а также советский Ан-225 «Мрия» (потерян в 2022 году). Однако, все перечисленные летательные аппараты – это узкоспециализированные машины. Совсем другое дело – пассажирский лайнер Airbus A380. По своим габаритам этот самолет не слишком уступает Ан-225. При этом он является крупносерийным образцом, производившимся до 2021 года и выпущенном в количестве 251 борта.
Х-4 Геркулес - самый большой самолет в истории. |Фото: livejournal.com.
Зачем вообще был нужен Airbus A380, если рынок пассажирской авиации едва ли не полностью оккупирован невероятно успешным Boeing 747? В общей сложности было сделано более 1.5 тысяч таких самолетов (не только пассажирский). Серийный выпуск 747-ых свернули лишь год назад – в январе 2023. При этом первый полет машина совершила аж в 1969 году! А самая крупная модель «Боинга», появившаяся в 1989 году, могла взять на борт 594 человека. На самом деле ответ на поставленный вопрос прост: появление A380 было продиктовано той же причиной, что в свое время привела и к появлению 747 вместо 707-го – постоянно растущий пассажирский поток.
Ан-225 был лишь чуть-чуть больше. |Фото: foreign-resorts.ru.
Идея создания сверхбольшого пассажирского лайнера появилась отнюдь не вчера. Исследовательская работа в этой области начались еще в 1980-е годы, а всерьез взялись за проектирование подобных машин в начале 1990-х. К слову, подобные разработки велись не только в американском «Airbus». Примерно в то же время в России ОКБ Сухого пыталось создать свой собственный самолет-гигант – КР-860 пассажировместимостью 860-1000 человек. Однако, в России этот проект свернули, якобы из-за отсутствия на внутрироссийском рынке потребности в перевозке такого количества пассажиров за рейс. А вот в США проект Airbus A380 получил «зеленый свет».
А ведь в 1990-е подобный самолет проектировали и в России. |Фото: rbth.com.
Примечательно, что на первом этапе разработки в 1993-1994 году специалисты Airbus вместе с их главным конкурентом – Boeing. В последствии Boeing вышел из проекта, а уже в 2005 году, после успеха Airbus попытается создать своих собственных гигантов – модели 747-500X и 747-600X вместимостью 800 пассажиров. Однако, потенциальные клиенты интереса к проекту не проявят, и компания сконцентрируется на модернизации своего любимого «старичка». Тем временем, первый прототип Airbus A380 поднялся в небо в апреле 2005. В 2006 году машина успешно прошла все испытания и даже установила несколько рекорд, в частности на эвакуационных испытаниях: 873 пассажира и члена экипажа покинули борт за 78 секунд при норме в 90 секунд. В конце года машина получила необходимые разрешения и наконец пошла в коммерческую эксплуатацию с началом 2007.
Сегодня А380 - самый большой серийный пассажирский самолет. |Фото: km.ru.
Характеристики Airbus A380 впечатляют. На сегодняшний день это самый большой серийный пассажирский лайнер. Самолет имеет длину в 72.7 метра при высоте 24 метра и размахе крыла в 79.7 метров. Для лучшей наглядности стоит пояснить, что в длину A380 почти достигает размеров футбольного поля, а по высоте сопоставим с 8-этажным домом! Порожний борт весит 280 тонн, а максимальная взлетная масса может достигать 575 тонн. При этом A380 может преодолеть путь в 15.4 тысячи км. При этом 380-ые выпускались в двух вариантах: «трехклассный» и экономичный. Как несложно догадаться, в первом случае внутри борта расположен салон с тремя классами общей вместимостью 555 пассажиров. Во втором случае, у самолета только один класс при вместимости 853 пассажира (в серии используется только компоновка на 825 мест). При этом в обоих случаях салон A380 разделен на два этажа.
Строили А380 в огромных цехах. Каждый самолет обходился почти в 500 млн долларов. |Фото: naked-science.ru.
Строительство этих исполинских машин требовало таких же исполинских вложений и усилий. Первоначально вся программа оценивалась в 8.8 млрд долларов. Однако, к моменту испытаний стоимость разработки взлетела до 11 млрд долларов. При этом стоимость производства одного такого красавца по состоянию на 2017 год составляла 489 млн «вечнозеленых». Для сравнения, какой-нибудь Boeing 747-400 стоит около 260-270 млн долларов. Однако, долгосрочная эксплуатация A380 – выгоднее, чем эксплуатация 747. Дело в том, что на 100 км пути на 1 пассажира творение Airbus сжигает на 17% меньше горючего! А так как заправка является одной из ключевых статей расхода, на круг получаются «неплохие денежки». Тем более, что самолет редко продается за полную цену. Как правило авиалайнеры сдаются в лизинг (аренда с возможностью последующего выкупа), кроме того, компании нередко договариваются о различных скидках в рамках партнерских программ.
Серийная экономичная модель вмещает 825 пассажиров. |Фото: onemileatatime.com.
За годы эксплуатации Airbus A380 показал себя исключительно с позитивной стороны. Пока, к счастью, не произошло ни одной катастрофы с этой машиной. Поэтому лайнер можно смело считать одним из самых надежных самолетов не только нашего времени, но и истории. Хотя, конечно, разного рода аварии и нештатные ситуации у Airbus A380 были. Например, в 2010 году у лайнера компании «Qantas» на рейсе Сингапур-Сидней взорвался один из двигателей. Еще один взрыв двигателя у 380-го случился в 2012 году у компании Air France на рейсе Париж-Лос-Анжелес. Однако, в обоих случаях экипажу удалось посадить борт.
Модель самолета с тремя классами перевозит всего 555 пассажиров. |Фото: wikimedia.org.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про обломанные крылья: как Россия осталась без самого большого пассажирского самолета.