26.08.2022 23:19
По мнению многих технических экспертов и деятелей науки, водородные топливные элементы являются самой лучшей перспективой ископаемому топливу. Дело за малым – интегрировать их в различные виды транспортных средств и перевести всё на электрическую тягу. Один из таких проектов – водородный поезд. Его построили и запустили в тестовом режиме ещё в 2018 году, а теперь собираются наладить серийное производство и открыть «водородную» ж/д линию.
Водород на железной дороге
Работы по электрификации железнодорожного сообщения ведутся давно, хоть при этом и приходится сталкиваться с большими техническими проблемами. Электродвигателям необходимо слишком много энергии, чтобы стронуть с места и везти тяжёлый состав, поэтому и речи быть не может о том, чтобы оснащать локомотивы аккумуляторами. По крайней мере, литий-ионными, которые показали свою полную непригодность к этому. На текущий момент водородные ячейки являются единственной альтернативой, правда, есть несколько больших ограничений, и их пришлось учитывать немецкой машиностроительной компании Alstom.
Немецкая государственная железнодорожная компания решила перевести часть железнодорожных линий на эксплуатацию электропоездов. На постоянных маршрутах с частым движением можно применять центральное электроснабжение, но на отдалённых и редко используемых линиях единственным вариантом по-прежнему остаются дизель-электрические поезда. Их электрификация стоит слишком дорого и экономически не оправдана. Поэтому специально для них разработали поезда на водородном топливе. Конечно, не обошлось и без недостатков, а самые главные из них – это высокая стоимость и ограниченная нагрузка. На текущий момент о дешёвых и доступных топливных ячейках приходится только мечтать, имеющиеся разработки в этом направлении ещё очень далеки от реализации в промышленных масштабах, да и водород сам по себе пока что дорогой.
Полностью перевести железнодорожное сообщение на водород инженерам пока не удалось, они были вынуждены остановиться на пассажирских перевозках. Причём созданный ими поезд Alstom Coradia iLint представляет собой фактически два вагона, на большее попросту не хватит тяги. В противном случае при попытках увеличить грузоподъёмность цена стала бы расти в геометрической прогрессии. Ориентировочная стоимость одного поезда, который по своей комфортабельности и исполнению больше похож на далеко не самый современный городской троллейбус, составляет около 5 миллионов евро.
Серийный водородный поезд
Запущенные в 2018 году два экспериментальных состава показали свою полную работоспособность. Их тестировали два года, а потом готовили к серийному производству. Всего вместе с ними Германия планирует принять на службу 16 поездов. На каждом из них установят 64 резервуара для топлива, где водород будет храниться под высоким давлением величиной 500 бар. Их хватит, чтобы на одной заправке работать целый день и проезжать до 1000 километров. При этом скорость движения составит 80-120 км/ч.
Заправлять их собираются непосредственно в депо, для чего поезда оборудуют двумя топливными насосами. Пока что водород к заправочным станциям будет доставляться в цистернах, а в будущем заправочные станции планируется оборудовать собственными машинами для электролиза, поэтому топливо они будут производить на месте самостоятельно. Водородный поезд Alstom Coradia iLint исключительно пассажирский. В нём 150 посадочных мест, а рассчитан он максимум на 300 пассажиров. Alstom Coradia iLint заменят часть дизель-электрических поездов, чтобы сократить количество выбросов в атмосферу. Правда, сколько будет стоить их эксплуатация, не сообщается. К тому же на текущий момент не существует высокоэффективного, производительного, дешёвого и экологически чистого способа производства водорода. Поэтому пока что целесообразность настолько масштабного использования транспорта на топливных ячейках вызывает большие сомнения.
Понравилась эта новость? Подпишись на нас в соцсетях!