Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Разное    

Французский танк с одноместной башней / Фото: tankdevelopment.blogspot.com

Французский танк с одноместной башней / Фото: tankdevelopment.blogspot.com


Многие инженеры 30-х годов задавались простым вопросом, почему французские конструкторы так держались за одноместную башню в танке? Ответ на это не может быть простым. Ведь если танк имеет одну башню, то командир экипажа выполняет огромное количество обязанностей. Он следил за боевыми действиями и отдавал приказы. Столько обязанностей накладывали на командиров непомерную ношу и их эффективность снижалась. Немецкие войска еще в 1940-х годах отмечали, что французские танки слишком медленно реагируют на угрозы. Так почему же все таки инженеры Франции так любили одноместные башни?


Танк Renault FT в музее / Фото: vk.com/wall-196031919_7

Танк Renault FT в музее / Фото: vk.com/wall-196031919_7


Одноместные башни являются символом отсталой военной мысли. Отмечалось, что в те времена высокопоставленные военноначальники готовились к новому конфликту и старались заказать как можно больше танков Renault FT. Данный вид танка уже был в новом исполнении. Но об отсталости французских инженеров говорить не стоит. Они были довольно смелыми в плане военного развития. Конструкторы одними из первых запустили в производство танк, который имеет башню. Также проектировался танк с трехместной башней и был реализован момент с точным наведением орудия на противника.

Конструкторы Франции в своей мысли были довольно экспериментальными и даже придумали качающиеся башни со страбоскопами. Одними из первых инженеры додумались поставить и дальномер на технику. Здесь об отсталости военного развития танкостроения точно говорить не стоит. Причина одноместных башен на танках была в другом.

Французский танк Renault FT / Фото: waralbum.ru

Французский танк Renault FT / Фото: waralbum.ru


В те времена влияние Renault FT было не слишком сильным. В основном в войсках он ценился не своим качеством и мощными характеристиками, а больше дешевизной производства. Вначале у французских инженеров была мысль создать танк D1, в котором были бы три члена экипажа и 47-мм пушка. Когда данный танк пустили в производство, то поняли, что он обходиться слишком дорого и стали обращать внимание на другие проекты.

Во французских войсках не хватало танков и военноначальники старались заполучить S35, но вместо этого на линию соприкосновения им посылали посредственную технику H35. По этой причине конструкторы больше обращались к Renault FT.

Так выглядит французский танк D1 / Фото: mavink.com

Так выглядит французский танк D1 / Фото: mavink.com


Существует миф о том, что французы решили ставить на все танки одноместную башню по причине того, что они хотели провести унификацию техники. Стоит отметить, что почти все танки Франции имеют одинаковые погоны. Это позволяет легко поменять башню в танке местами. Зачастую инженеры могли сделать улучшенную башню и быстро установить ее на технику. Одни французские фирмы занимались башнями, другие следили за состоянием шасси. Такая практика была не уникальна, она существовала и в Германии. Немецкие инженеры тоже занимались «пересадкой голов» с танка на танк.

Французы тщательно относились к броневой защите своих танков. По этой причине инженеры старались немного уменьшить размер брони и сделать экипаж минимальным. Иначе бы техника выглядела слишком громоздкой.

Наследник знаменитого Renault FT должен был иметь две башни, но в это время идет развитие радиостанции и это принудило поставить французов добавлять третьего члена экипажа в танк. В D1 радист сидел в корпусе танка и не особо эффективно помогал башнеру, ведь ранние радиостанции не могли передавать голос, а только использовали азбуку Морзе.

Легкий танк AMC 35 с двухместной башней / Фото: chars-francais.net

Легкий танк AMC 35 с двухместной башней / Фото: chars-francais.net


Кавалерийские войска выбрали для связи голосовую радиостанцию, но танки AMC 34 и 35 не имели высокого качества такой связи. В то время установка связи была некачественной и стоила довольно дорого. На большинстве техники ее вообще не было.

Как отмечают эксперты, французская кавалерия с большим умом подходила к выбору башни. В танках кавалерии существовал люк на крыше, через который танкист мог моментально вылезти наружу и скрыться от противника. Танк AMC 35 был с двухместной башней и люком на крыше. На него даже установили электропривод. Но основным в французской кавалерии он не стал. Ведь в данном танке постоянно ломалось шасси. А Renault FT всегда старались удешевить производство своей техники. Надежность данных танков вызывала большие вопросы, AMC 35 не стал исключением.

Новый танк французских инженеров S35 / Фото: zvezdaweekly.ru

Новый танк французских инженеров S35 / Фото: zvezdaweekly.ru


Позже инженеры создают танк S35. Эксперты отмечали современность и его качество шасси, но здесь опять были проблемы с башней, которая досталась танку от B1 и D2. В таком танке командир экипажа опять должен был исполнять большое количество функций. На S35 установили одноместную башню по причине того, что французские инженеры старались не выйти за пределы 20-тонного веса.

Такой предел не был выдуман из головы. Считалось, что танки, которые имеют вес менее 20-ти тонн, могут отлично выдержать 90% мостов. Если танк был более 20-ти тонн, то он выдерживал около 50%. Легковесные танки было проще перевозить на платформах. Чуть позже конструкцию S35 меняют и радист уже смог помогать командиру с перезарядкой. Некоторые эксперты говорят о том, что экипаж состоял из «полутора человек».

Командир и радист экипажа танка с одноместной башней / Фото: web.archive.org

Командир и радист экипажа танка с одноместной башней / Фото: web.archive.org


Немецкие инженеры тоже пытались уменьшить вес своей техники, но не за счет экипажа, а за счет брони и пушки. В немецких Pz.Kpfw.III Ausf.E и Pz.Kpfw.IV Ausf.B пушки были существенно слабее, чем во французских танках. Также немецкая техника была слабо защищена броней, а французские танки имели проблемы с управлением, ведь командир был сильно перегружен обязанностями.

Инженеры Франции придерживались мнения, что командиру будет несложно зарядить пушку самому. Если с калибром 25-47мм он мог справиться, то более 47мм уже вызывали у командира трудности. Для этого требовался отдельный заряжающий.

Позже французы на тяжёлые танки устанавливают двух или трехместные башни. Здесь уже на весе старались не экономить. Тяжелый танк FCM 1A имел 105-мм пушку и трехместную башню, но его производство оказалось дорогим. Инженеры стали выпускать средние танки с 75мм пушкой. Здесь уже экипаж состоял из трех человек и каждый исполнял свои функции.

Тяжелый французский танк FCM 1A / Фото: mavink.com

Тяжелый французский танк FCM 1A / Фото: mavink.com


Одноместные башни французы использовали не из-за своей военной отсталости, а по причине предела веса. Они старались сделать танк с хорошей броней и минимальным экипажем чтобы создать идеальный танк, но не всегда это получалось.

На Novate.ru также есть интересный материал про достоинства и недостатки боевого танка «Черчилль».


Обратите внимание:







2048
30.12.2023 09:29
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё