Виадук Ландвассер на линии Альбула Ретийской железной дороги является одним из самых известных сооружений кантона Граубюнден и всей Швейцарии. Строительство эффектно изогнутого шестиарочного моста с массивными каменными колоннами, сужающимися кверху, начавшееся еще в начале прошлого века, является новаторским процессом, прославившим его создателей. Даже сейчас экспериментальный объект, положивший начало новой методики в мостостроении, является общепризнанным архитектурным шедевром, подчеркивающим гениальность инженеров, спроектировавших один из самых сложных участков Ретийской железной дороги.
1. Как строительство железнодорожной ветки поспособствовало появлению уникальных инженерных шедевров
Виадук Ландвассер – новаторский объект, воспевающий гений инженерной мысли. | Фото: de.wikipedia.org.
Более ста лет виадук Ландвассер является одним из главных стратегических объектов RhBт. | Фото: classichistory.ne.
Ретийскую железную дорогу (RhBт), проходящую по сложнейшему рельефу, где приходилось прорубать туннели в скалах, покорять ущелья и усмирять горные реки, не зря считают одним из самых гениальных инженерных достижений, причем не только Швейцарии. Сложнейшие топографические условия в Граубюндене требовали от проектировщиков железнодорожной сети расчетов не только полотна, по которому пройдут поезда, им пришлось разработать 624 моста/виадука (!), 115 туннелей, 43 галереи и это, не считая укрепительных объектов.
Швейцарцы проявили новаторский подход, чтобы соединить самые труднодоступные места страны с помощью железной дроги.
Понадобилось всего 13 месяцев, чтобы виадук Ландвассер стал еще одним связующим звеном в железнодорожной сети кантона Граубюнден. | Фото: classichistory.ne.
В это сложно поверить, но все это происходило в конце XIX начале XX веков, когда не было ни проектных институтов, ни компьютерных программ, ни соответствующей техники или технологий, позволяющих возводить насколько сложные объекты в более чем трудных условиях горной местности. Но как бы там ни было все возведенные объекты, включая экспериментальные сооружения, давно признаны культурным достоянием, воспевающим выдающиеся достижения пионеров инженерной мысли, которым удалось поднять сложность структур и их эстетику на высшую ступень.
Виадук Ландвассер «парит» над одноименной долиной на высоте 65 метров.
2. Виадук Ландвассер – гениальнейшее творение инженеров
Во время строительства виадука применялись инновационные методы и технологии. | Фото: classichistory.ne.
Виадук Ландвассер спроектировал греческий инженер Александр Акатос. | Фото: classichistory.ne.
Одним из самых впечатляющих инженерных объектов, построенных в начале прошлого века на линии Альбула Ретийской железной дороги, является виадук Ландвассер. Мост длиной 142 м и высотой 65 м стал продолжением железнодорожной линии, делающей крутой поворот через одноименную долину Ландвассер. Главной сложностью проекта стал радиальный поворот на совсем коротком отрезке – всего 100 метров, что даже в наше время считается высшим пилотажем и минимально допустимым для ярко выраженных кривых в изогнутых конструкциях.
Конструкция моста, достигающая 142-метровой длины. | Фото: ourheritage.ch.
Эффектный поворот виадука Ландвассер потребовал от проектировщиков особенно тщательных расчетов. | Фото: graubuenden.ch.
Умопомрачительный объект между Тусисом и Санкт-Морицем, спроектированный Александром Акатосом, начали строить в 1901 г., а к концу 1902 году завершилось строительство трех основных опор виадука, что само по себе стало еще одним революционным достижением в мостостроении того времени, поскольку при возведении использовались инновационные методы, позволившие отказаться от строительных лесов.
При строительстве моста применяли инновационный способ подъема материалов на значительную высоту.
Примечательно: Во время строительства виадука Ландвассер три центральные колонны возводились по отдельности с помощью своеобразного лифта, находящегося внутри каждой опоры. Стальные башни, к каждой из которых была прикреплена консольная конструкция с электрической лебедкой «росла» вместе с колонной, оставаясь внутри структуры. Это был аналог подъемного крана, позволяющий поднимать из ущелья камни, которые добывались и тесались неподалеку, а доставлялись скоростными трамвайными вагонами до ближайшей к строительству моста точке.
Под арочными пролетами сохранились стальные балки, удерживающие строительные леса. | Фото: clickalps.com.
Виадук Ландвассер упирается в туннель, пронизывающий скалу. | Фото: faller.de.
Исключения составили лишь круглые арки, которые возводились традиционным способом и с использованием помостов, более известных как строительные леса. Еще сегодня в некоторых местах на верхней части опорных конструкций все еще можно увидеть железные балки, на которых были зафиксированы деревянные помосты.
Поезд, исчезающий в туннеле – захватывающее зрелище. | Фото: graubuenden.ch.
Поездка над 65-метровой пропастью впечатляет не меньше.
Авторы Novate.ru хотели бы особо отметить, что построенные более сотни лет назад высоченные опоры (возводились вокруг армированного стальными прутьями ядра), впервые подверглись реконструкции только в 2009 году. Это было вызвано тем, что по этой ветке RhBт ежегодно проходит около 22 тыс. рейсов железнодорожных составов. Примечательным является и тот факт, что движение не было приостановлено, единственное, на подъезде к виадуку машинисты обязаны были снизить скорость до максимально допустимой. Как сообщают представители железной дороги, была произведена замена рельсов и шпал, а опоры укрепили специальными растворами, не нарушая первоначальный облик исторического инженерного объекта, ставшего культурным достоянием кантона и всей Швейцарии.
3. Виадук Ландвассер – культурное достояние кантона Граубюнден, которое оценила и мировая общественность
Любителей путешествий ждут захватывающие приключения.
Больше сотни лет виадук Ландвассер является не только жизненной необходимостью, позволяющей соединить самые труднодоступные регионы. Он стал главной туристической достопримечательностью кантона Граубюнден, привлекая миллионы путешествующих, которые мечтают собственными глазами увидеть один из самых узнаваемых виадуков мира. Шедевр инженерного гения и прекрасное архитектурное творение одинаково захватывающе выглядит как со стороны живописной долины, над которой он возвышается и делает умопомрачительный поворот, «врезаясь» в отвесную скалу, где проложен 216-метровый туннель, так и со смотровой площадки, построенной в коммуне Филизур или из вагона поезда.
Виадук Ландвассер – самый фотографируемый объект Граубюндена. | Фото: tr.pinterest.com.
Виадук Ландвассер способен удивлять в любое время года. | Фото: graubuenden.ch.
Учитывая историческую и культурную ценность объекта, виадук Ландвассер внесен в Список культурных ценностей национального значения Граубюндена и страны, а также признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также он считается одной из самых фотографируемых достопримечательностей Граубюндена. Десятки тысяч фотографий гуляет по просторам Сети и на страницах соцсетей, занимая значительную часть цифрового фотоальбома мира. Пассажиры или туристы с превеликим удовольствием фотографируют и снимают видео, где один из самых эффектных виадуков мира является фокусной точкой. Именно эти снимки, сделанные в любую погоду, в любое время года, в снегопад, дождь, солнечный день, на рассвете или закате в любых других ситуациях, подчеркивают его гениальную структуру, превращая в один из самых узнаваемых символов кантона и Швейцарии, в целом.
В продолжение темы уникальных инженерных объектов, предлагаем узнать, почему французы решили построить автомагистраль вокруг острова, а не на нем.
Наше видео приоткроет тайну того, почему между Европой и Африкой никак не построят мост: