Шестерня – это один из наиболее распространенных механических элементов. Как и все в нашем мире, шестеренка может сломаться в один прекрасный день. Чаще всего это происходит с чугунными образцами. Дело в том, что отливать шестерни из чугуна долгое время было намного проще, чем из стали. И хотя чугун по прочности не уступает последней, и также способен выдерживать большие нагрузки, данный материал очень хрупок и может сломаться. Чаще всего это происходит при резкой смене нагрузок.
Подготовительный этап
Вот, как работают мастера. /Фото: youtube.com.
Для осуществления ремонтных работ понадобятся материалы и инструменты. Для того, чтобы заполнить промежуток между двумя смежными целыми зубами по отношению к сломанному нужно использовать сварочное одеяло из стекловолокна, ветошь, флюс с примесью магния, а также кремнистый бронзовый стержень.
Для работы понадобится в обязательном порядке мини-дрель и болгарка, токарный станок и клещи, биениемер и наждачная бумага. Еще будут нужны фрезерный станок с делительной головкой, фреза для формирования профиля впадины между зубьями, ось фрезы с захватом под ключ, вал с гайкой и трубчатым упором.
Не забываем про необходимость иметь под рукой измерительные инструменты.
Рабочий процесс
Начинается все с обработки. /Фото: youtube.com.
Шаг первый, подготовка места для пайки. При помощи мини-дрели и (или) болгарки проводим шлифовку сломавшегося зуба. Для придания небольшой шероховатости месту пайки, можно обработать его бормашиной. Такой шаг позволит гарантировать лучшее сцепление с чугуном.
Нагреваем рабочую область. /Фото: youtube.com.
Шаг второй, термическая пайка. При помощи газо-ацетиленовой горелки начинаем равномерно прогревать как место пайки, так и прилегающие к нему. Делается это для того, чтобы минимизировать риск появления трещин. После этого докрасна прогревается кремниевый стержень. Он опускается в емкость с флюсом. Далее, покрытый материалом стержень следует поместить над впадиной и расплавить горелкой так, чтобы был заполнен весь объем впадины.
Осуществляем пайку. /Фото: youtube.com.
Для того, чтобы пайка от быстрого охлаждения не треснула, восстановленное место шестерни накрываем сварочным одеялом и ждем полного остывания.
Начинается самое сложное. /Фото: youtube.com.
Шаг третий, обработка торцов с напайкой. Зубчатое колесо устанавливается в патрон токарного станка с минимально допустимым биением в сторону. При помощи резцов удаляем наплыв напайки. Обрабатываем шестерню наждачной бумагой.
Наиболее кропотливая часть работы. /Фото: youtube.com.
Шаг четвертый, подготовка блока и фрезы. Насаживаем на токарный станок блок зубчатого колеса и шестерни. Ось при этом должна быть заготовлена заранее при помощи цилиндрического упора. Теперь следует изготовить державку для фрезы. Для этого используется токарный станок. После этого останется работа по торцеванию стержня с другой стороны и процедура шлифовки.
Понадобится станок. /Фото: youtube.com.
Шаг пятый, формирование профиля зуба. Державка фрезы закрепляется в шпинделе станка и подтачивается под необходимый размер. На заключительном этапе выполняется дополнительная шлифовка наждачной бумагой. Процедура повторяется для задней бабки. Самая важная операция при этом – точное выставление фрезы.
Вот почти и готово. /Фото: youtube.com.
Видеоматериал с рабочим процессом
В продолжение темы читайте о том, как избавиться от конденсата на трубах, чтобы постоянно не вытирать потеки с пола и не только.