Как это часто бывает с крупными корпорациями, история Renault началась с события, которое стало значимым только в ретроспективе. На Рождество 1898 года 21-летний Луи Рено поехал в Париж на своей деревянной машине, которую он собрал в сарае своих родителей в Булонь-Бийанкуре. Поездка принесла ему двенадцать заказов на копии своего автомобиля. «Модель А» от Renault впервые запускается в серийное производство.
Пройдя долгий путь, далеко не всегда усыпанный розами, Renault оставил след в жизни многих поколений водителей и энтузиастов благодаря автомобилям, не подвластным времени. Он создал немало моделей, от обыденных до авантюрных, которые стали культовыми.
Рено на фоне Эйфелевой башни/ Фото: largus.fr
В начале 2021 года Renault объявил о своем новом плане под названием «Renaulution» – трехэтапном внедрении стратегии будущего, включающей в себя последнюю концепцию, прототипом которой послужил Renault 5. Проект зиждется на наследии и истории великих автомобилей, поддерживавших компанию на протяжении многих лет.
После Второй мировой французы выпустили немало культовых моделей. Некоторые из них разрабатывались исключительно для семейных нужд – например, Espace. Другие имели гоночную родословную, такие как Renault 5 и даже Dauphine. Третьи были воплощением духа времени, как, например, 4CV. Давайте оглянемся на несколько интересных разработок Renault, которые до сих пор вызывают восторг.
1. Alpine GTA
Renault Alpine GTA/ Фото: wikimedia.org
Будучи преемником Alpine A310 в восьмидесятых годах, GTA стал отражением европейской волны автомобильного дизайна, в которой французское предложение конкурировало с Porsche. Автодилер Жан Ределе в 1955-м основал Societe des Automobiles Alpine – так родилась гоночная марка Alpine, первым продуктом которой был A106.
GTA сделали длиннее и шире, чем A310. Выпущенный в 1984 году, он оснащался 158-сильным двигателем V6 объемом 2849 куб. см. В 1985-м появился вариант с 2,5-литровым турбонаддувным V6. В 1989-м на дорогу выкатилась версия Mille Miles, а в 1990-м – ограниченная серия LeMans с обновленными фарами.
2. Renault 16
Переднеприводный Рено 16/ Фото: ru.wikipedia.org
Талантливый Филипп Шарбонно, создатель Chevrolet Corvette 1953 года и Renault 8, считается дизайнером этой модели вместе с Гастоном Жюше. Это была их версия семейной машины – выглядящей как пятидверный хэтчбек-универсал, но при этом сохраняющей повадки седана.
Переднеприводный R16, известный хорошей управляемостью на дороге, имел полностью независимую подвеску. Одна из отличительных черт его конструкции – удлиненная левая сторона колесной базы. Модель была успешной и востребованной, но нефтяной кризис не лучшим образом сказался на продажах.
3. R8 Gordini
R8 Gordini, развивающий 170,5 км/ч/ Фото: flickr.com
Его называли Волшебником. Амедео Гордини был не только легендой гонок (участвовал во многих престижных соревнованиях, таких как «24 часа Ле-Мана»), но и гениальным дизайнером. Его чудотворное прикосновение послужило толчком для дебюта R8 в 1964 году, ставшего преемником Dauphine Gordini.
Renault R8 Gordini, оснащенный двигателем 1108 куб. см и 4-ступенчатой КПП, мог развивать незаурядную скорость – 170,5 км в час. Созданный для соревнований, он привел к победе в Tour de Corse (ралли Корсики) 1964 года, продолжив успех победами в тех же гонках в 65-66 годах.
4. Clio (V6)
Рено Клио/ Фото: autogespot.ru
Клио появился в 1990-м, после чего разошелся по миру огромным тиражом в 15 миллионов экземпляров. Хорошая передышка после череды взлетов и падений 80-х (когда компания даже находилась на грани банкротства в 1984/85). В 1998 году вышло второе поколение – более длинное, чтобы повысить вместимость. Clio-3 запустили в 2005 году. Крупнее и тяжелее обоих предшественников, он предлагался как трехдверный хэтчбек наряду с пятидверной версией.
Clio-4, выпущенный в 2013-м, ограничился пятидверным исполнением с выбором двигателей. 5-е поколение (с 2019 г.) развивало успех предшественников. Не будем забывать о Clio V6 с его широкой рамой и средним расположением двигателя, отдающий дань уважения турбированному R5 восьмидесятых годов.
5. Fuego
«Огненный» седан Рено Фуэго/ Фото: wikiwand.com
Этот шустрый седан был запущен в производство в 1980 году. Несмотря на то, что «Fuego» в переводе с испанского означает «огонь», он не стал таким «горячим» в плане продаж, как надеялся Renault. Кузов был разработан Мишелем Жарденом (по слухам, именно он предложил пятидверную версию), а над интерьером работал Франсуа Лампрейя.
Аэродинамика модели получила высокую оценку, как и максимальная скорость 177 км/ч: в начале восьмидесятых это сделало Fuego одним из самых быстрых дизельных автомобилей в мире. Система центрального замка с дистанционным управлением была еще одной инновационной изюминкой.
6. Renault 4CV
Renault 4CV – машина, сделанная по примеру немцев/ Фото: bringatrailer.com
Этот Рено – продукт послевоенной эпохи, тайно спроектированный в военное время. Инструкции Луи Рено, обращенные к разработчикам гласили: «Сделайте машину по примеру немцев!». Вдохновленный Фольксвагеном Фердинанда Порше, 4CV был выпущен через год после войны.
Из-за специфической формы и первоначальной желтой окраски, доставшейся ему от немецких армейских машин, 4CV называли «куском масла». Вследствие послевоенного развала французской экономики продажи были низкими, но выпускали его довольно долго: с 1946 по 1961 год. По сообщениям, 4CV развивал 21 л.с. и мог разогнаться от 0 до 90 км/ч за 38 секунд (не до привычной нам «сотни», ибо предельная скорость машины была меньше этого порога).
7. Dauphine
Рено Дофин с миниатюрным мотором/ Фото: ru.wikipedia.org
Заменивший 4CV Рено Дофин оснащался крошечным двигателем – 845 куб. см. Этот четырехдверный седан был на 27 сантиметров длиннее 4CV (3937 мм вместо 3663) и с продленной на 16,7 см колесной базой (2267 мм против 2100). Renault предлагал его в нескольких вариациях, включая Ondine и Gordini.
Dauphine оказался популярным во всей Европе: за 10 лет компания произвела свыше 2 млн экземпляров. Он также был успешным на треке: побеждал в Tour De Corse в 56, 58, 59 и 62 годах, и в Monte Carlo Rally в 58-м.
8. Espace
Renault Espace, состоящий из продуктов вторичной переработки/ Фото: carsallcars.com
Renault Espace был выпущен в 1984 году. Благодаря корпусу из стекловолокна, шасси из оцинкованной стали и универсальному дизайну, многоцелевой Espace-1 был популярным выбором. Рестайлинговая версия вышла в 1988 году с некоторыми косметическими улучшениями вроде измененных фар. Espace-2 прибыл в 1991-м. За 5 лет было произведено 316 518 единиц. Геймерам наверняка знаком Espace F1, представленный в симуляторе Gran Turismo 2 в виде супербыстрого болида.
Espace Mk3 появился в 1996 году; версия Grand с удлиненной колесной базой вышла несколькими годами позже. Mk4 на 90% состоял из продуктов вторичной переработки: эти материалы снижали вес и, как следствие, улучшали топливную экономичность. Mk5 2015 года назвали кульминацией эволюции семейного минивэна, который со временем только улучшался.
9. Caravelle
«Каравелла» кабриолет/ Фото: pinterest.com
Renault Caravelle дебютировал в 1958 году на Парижском автосалоне (в Европе до начала 1963 г. модель называлась Floride). Французы выступили с ним против Volkswagen с их Karmann-Ghia, представленной в 1955 году.
Renault предлагал Caravelle во множестве стилей, включая кабриолет и купе. В 1962-м его модернизировали, снабдив новым 51-сильным двигателем. На протяжении всего жизненного цикла модель оснащалась разными моторами – 845 см3, 956 см3 и 1,1 литра. Производство прекратилось в 1968 году после стойкого падения продаж.
10. Renault 5
Рено 5 на гоночной трассе/ Фото: auto-moto.com
Компания недавно показала новый концепт R5 EV – воспоминание о Renault 5 70-80-х годов. Впервые выпущенный в 1972-м, этот автомобиль быстро стал популярным. Дизайн обеих вариаций хэтчбека, трехдверной и пятидверной, отличался обтекаемыми бамперами, квадратными фарами и прямыми, жесткими линиями.
Версии Turbo, выпущенные в восьмидесятых, разрабатывались для раллийных соревнований. R5 Turbo добился наибольшего успеха на этом поприще, выиграв ралли Монте-Карло в 1981-м, а также ряд европейских гоночных мероприятий 80-х годов, участвуя в категориях 3 и 4 раллийного чемпионата FIA.
Renault 5 в свое время был самым продаваемым автомобилем, востребованным не только во Франции (более 5,5 миллиона единиц, впоследствии его вытеснил Peugeot 205). Что еще более необычно – это электрическая версия, разработанная в партнерстве с EDF (1971 г.) и впечатлявшая «дальнобойностью» в 110 км.
11. Twingo
Рено Твинго, практичная городская малолитражка/ Фото: de-tali.ru
Renault Twingo, нынче приближающийся к 30-летнему юбилею, за годы своего существования зарекомендовал себя как эталонный городской автомобиль. Благодаря раздвижному заднему сиденью и складывающимся спинкам его салон легко подстраивался под разные нужды хозяев – даже превращался в удобную спальню.
Twingo третьего поколения по-прежнему остается очень практичной малолитражкой. Но это уже не авангардная экзотика с выпученными «глазами», какой была в середине девяностых как совместный продукт Renault и Daimler (которые также предлагают почти идентичный Smart).
12. Avantime
Renault Avantime необычного дизайна/ Фото: lotsearch.net
Выпущенный компанией Matra по заказу Renault, Avantime впечатлил публику своим смелым дизайном. Несмотря на коммерческий провал (было продано менее 9 000 единиц), это был один из первых в мире гибридов, сочетающих разные стили – в данном случае кроссовера, минивэна и купе. Он и сейчас ценится коллекционерами благодаря своей устойчивости к коррозии и множеству необычных особенностей.
13. Spider
Рено Спайдер/ Фото: drive2.ru
Представленный в 1995 году на Женевском автосалоне, Renault Spider на самом деле был предназначен для продвижения бренда, а не для того, чтобы стать полноценным серийным автомобилем. Но в итоге было продано 1726 экземпляров, в том числе 90 – в версии Trophy. Он оснащался 180-сильным двигателем и легко узнавался по уникальной защитной дуге.
Интерес вызывут и миниатюрные машины, которые могут поместиться даже на кухне.