Наверняка вы встречали видео или статьи о чудовищных крупнокалиберных орудиях армии вермахта, которые использовались для нанесения огневых ударов по Севастополю в 1942 году. Однако советские инженеры тоже проектировали такое вооружение, хоть и с меньшим значением калибра. И если взглянуть на советскую «царь-пушку» 40-х гг. ТМ-3-12, то она впечатляет своими характеристиками, ужасающим внешним видом и боевой мощью.
Как все начиналось
Калибр орудия артиллерийской установки достигает 305 мм/ Фото: dzen.ru
Габаритные размеры артиллерийской установки могут впечатлить любого поклонника оружейного дела. Общая длина орудия достигает 40 м, а калибр равен 305 мм. Ствол в длину составляет 15 м, а боевая масса – 340 тонн. Тем не менее даже при таких внушительных размерах и весе установка могла двигаться на ж/д платформе с использованием тягача-паровоза по большинству железнодорожных линий СССР. Также комплекс ТМ-3-12 снабжался собственным силовым агрегатом для медленного движения на собственном ходу.
В кругу артиллеристов маркировка «ТМ» часто любезно расшифровывалась как «Татьяна Михайловна». В качестве боекомплекта для системы применялись снаряды образцов 1911 года, которые весили 470 кг, а после – фугасные снаряды по 314 кг, поступившие в Красную армию в 1928 году. Для обслуживания орудия требовался расчет из 50 военных. За 1 минуту пушка производила 1,8-2 выстрела, а боевая дальность достигала 30 000 м.
ТМ-3-12 на стационарной огневой позиции на полуострове Ханко/ Фото: statehistory.ru
Работы над изготовлением столь массивных артиллерийских установок велись в 1920-1930-х гг. Для создания транспортера конструкторское бюро А. Г. Дукельского потратило очень много времени и усилий, так как было начато еще в 1935 году. Новые артустановки производились в Николаеве, а первый опытный образец сошел с завода в январе 1939 года. Над его созданием трудились разные заводы и предприятия СССР.
Всего на свет появилось три пушки ТМ-3-12, которые получили некоторые элементы и механизмы от компонентов потерпевшего крушение из-за взрыва линкора «Императрица Мария». Также среди частей установки присутствовали некоторые комплектующие для кораблей класса «Измаил», позаимствованные на складах дореволюционного времени.
Каждый из трех выпущенных комплексов сумел проделать путь от Черноморского региона до Балтики, став частью 9-й железнодорожной батареи. Для введения пушки в действие требовалось обеспечить специальную инфраструктуру, включающую ряд дополнительной спецтехники, вагоны-кухни, казармы, центры контроля огня и многое другое. Еще возникала потребность в десятках и сотнях батарейцах, способных укомплектовать подразделения артиллеристов и расчетчиков.
1. Невероятная мощь и превосходство над стационарными батареями
Макет артиллерийской системы/ Фото: new.modellmix.su
«Убойные поезда» серии ТМ-3-12 получили ряд превосходств над классическими батареями со стационарным размещением: они были маневренными и независимыми от конкретной точки, поскольку могли в достаточно сжатые сроки поменять местонахождение и преодолеть большое расстояние.
Изначально они предназначались для нанесения ударов по целям на море, взяв лучшее, что до этого присутствовало в артиллерии флота. Тем не менее их также применяли при ликвидации наземных объектов противника.
При этом у таких артустановок был и существенный минус, а именно – проблематичное наведение на цель при ведении огня на ходу. Для этого требовалось конструировать так называемые «усы» – отводы от ж/д путей с закругленной формой, чтобы транспортеру удавалось поменять угол орудия и обстрела.
Чтобы поразить вражескую цель на море, которая движется с внушительной скоростью и постоянно меняет курс, нужно было применить позиции для ведения огня с бетонными деталями. Оказываясь на них, транспортер становился полноценной береговой системой, связанной с почвой лишь в одной точке с возможностью кругового вращения.
2. Боевое крещение
Пушка ТМ-3-12 на Ханко в 1943 году/ Фото: statehistory.ru
Впервые пушку применили в ходе советско-финской войны в 1939-1940 гг. Артустановки использовались для нанесения ударов по мощнейшим форпостам Маннергейма и во время штурма Выборга. Когда война завершилась, их отправили на полуостров Ханко, полученный СССР в ходе мирного соглашения между странами.
Там системам предстояло столкнуться с боевыми действиями времен Второй мировой войны. С их помощью удавалось поражать огневые точки противника, которые находились на островах поблизости, а еще предотвращать точные удары по разным местам полуострова Ханко.
Оборона продолжалась до начала зимы 1941 года. А когда войска СССР были вынуждены покинуть полуостров, забрать с собой пушки в условиях постоянных обстрелов оказалось невозможно. Поэтому они были демонтированы и уничтожены.
3. Судьба захваченных трофеев
Артустановка в Музее железных дорог в Санкт-Петербурге/ Фото: panevin.ru
Оказавшись на полуострове, финские военные попытались вернуть артустановки к жизни. Их ремонтный отряд даже сумел отреставрировать пушки и провести ряд испытаний – правда, окончательное боевое применение они так и не получили.
Когда Финляндия прекратила воевать, полученные в ходе военных действий трофеи были возвращены в СССР. В январе 1945 года все транспортеры поступили первой гвардейской артиллерийской бригаде и оставались на вооружении в батарее No 294 до 1961 года.
После обслуживания артсистемы перевели на склад в Ленинградской области и отправили на хранение. Исполинские артиллерийские установки, которые еще недавно приводили противника в ужас, превратились в музейные экспонаты со статусом ветеранов артиллерии.
Вскоре их стали заменять ракетами, но полученный в ходе разработок опыт не исчез бесследно, поскольку его использовали при создании новых образцов вооружения. Ряд уникальных качеств ТМ-3-12 были переданы ж/д комплексам «Скальпель», а также современным ракетным системам «Тополь-М» и комплексам РС-24 «Ярс».
4. На грани уничтожения
В 90-х годах артиллерийскую установку планировали пустить на металлолом/ Фото: photographer.ru
В конце 20 века расположенные на стадии консервирования артиллерийские установки чуть ли не были уничтожены, поскольку были планы разрезать их на металлолом. Однако этого не произошло, так как один из транспортеров был отправлен на площадку Музея Победы.
В начале 21 века после ряда запросов в разные институции систему безвозмездно передали в распоряжение музея. Столь внушительный груз доставили из Санкт-Петербурга в Москву под руководством министра путей сообщения. Для этого потребовалось отремонтировать часть путей до 300 м, разобрать ангар и подготовить новое место хранения.
В ходе ряда исследований специалисты пытались доставить артиллерийскую установку в неразобранном виде. Но из-за перегрева колесных букс пушка не могла двигаться на своих тележках, поэтому для решения проблемы министр поручил создать внушительную платформу, на что ушло лишь 2 месяца.
Уже в сентябре 2000 года пушка доехала до Москвы. На каждом этапе этой сложной миссии сотрудники железнодорожных станций, военные и другие специалисты оказывали разностороннюю помощь музею.
5. Упоминания об артустановке в оформлении метро
Станция московского метрополитена «Минская»/ Фото: бумажный-троллейбус.рф
Еще одним интересным фактом в истории транспортера ТМ-3-12 стало то, что в марте 2017 года, когда произошло открытие станции метрополитена «Минская», все увидели интересное оформление стен с изображениями сверхтяжелой артустановки.
Интересно также узнать про самую мощную артиллерию в мире для больших кораблей.