
Если печка во время работы начала шуметь, это сигнал о появившейся неисправности. Причины поломки бывают разными, поэтому нужно скорее выявить источник проблемы. Затягивать с этим не стоит, иначе можно лишиться не только обогрева. Не исключено, что в скором времени последуют проблемы с двигателем. Рассказываем, почему шумит печка и что надо делать.
1. Как найти неисправность

Неисправности автомобильной печки могут быть весьма разнообразными
Чаще всего печка начинает шуметь из-за неполадок в моторе. Это наиболее уязвимая к поломкам часть отопительной системы автомобиля. Состоит из электродвигателя, оснащенного движителем с лопастями. Его нужно осмотреть в первую очередь, так как в большинстве случаев именно он является источником неисправности.
Найти его просто – мотор находится под бардачком, напротив ног переднего пассажира. Но сначала нужно наклониться и внимательно прислушаться к звукам работающей печки.
Отопитель салона, благодаря своей конструкции, не шумит во время работы. Иногда в некоторых машинах может проявляться еле слышными шорохами. Но, как правило, исправную печь не слышно. Поэтому когда отопитель начинает поскрипывать, гудеть или скрежетать, надо принимать меры. Значит, появилась неисправность, которую нужно срочно устранить.
Ваша задача – определить, когда и как проявляется шум, слышен постоянно или с перерывами, усиливается или нет, что напоминает (стук, лязг, скрип, визг и т.д.). Эта информация поможет сориентироваться, почему печка начала «подавать голос» и где искать неисправность. Затем нужно будет достать узел, чтобы осмотреть и устранить причину неприятных звуков.
2. Как извлечь электродвигатель

Мотор автомобильной печки
Алгоритм извлечения электромоторчика практически одинаков для всех автомобилей. Сначала надо отсоединить бардачок. Для этого разъединить крепежи с двух сторон, а затем вынуть ящичек из гнезда, легонько потянув его вниз. В открывшемся пространстве будет виден блок вентилятора, закрытый защитной пластиной. Нужно открутить несколько болтов и снять ее. Затем осторожно вынуть вентилятор.
Как правило, в его лопастях обнаруживается мелкий мусор, листья, обломки веточек и пр. Все это надо вытряхнуть, удалить грязь и пыль со всех мест, куда удастся добраться.
Дело в том, что эти наслоения создают дополнительную нагрузку на вал и подшипник, заставляя работать с большим напряжением. Это ускоряет износ подвижных элементов, и спустя некоторое время печка начинает свистеть. Этот звук – сигнал, что подшипник изношен и скоро выйдет из строя. Придется его менять, а это удовольствие не из дешевых.
Но, помимо попадания посторонних элементов в систему отопления, есть и другие источники происхождения шума.
3. Износ подшипников

Нужно периодически осматривать подшипники на предмет износа
Конструкция печки довольно проста: электродвижок прикреплен к корпусу, к его валу – крыльчатка (движитель с лопастями). Подшипники являются элементами и моторчика, и вентилятора. В некоторых автомобилях вместо них стоят металлические или пластиковые втулки.
Когда втулки изнашиваются или повреждаются, и происходит разбалансировка, из-за чего появляется шум во время работы печки. Интенсивность посторонних звуков усиливается по мере повреждения подшипников или втулок, перерастая из еле слышного шелеста или поскрипывания в скрежет и даже лязг. Чем сильнее звук, тем серьезней разрушение деталей и скорее их поломка.
Специалисты советуют периодически проводить профилактику: осматривать и смазывать подшипники. Это продлит их работоспособность и обеспечит бесшумность отопителя.
4. Плохая работа вентилятора

Для устранения шума можно очистить и смазать детали вентилятора
Одна из основных причин шума – некорректная работа самой крыльчатки. Такое случается, если смазка стерлась, и ее не хватает для нормальной работы. Поэтому появляется шум от трения деталей.
Другая причина звуков – вращение пропеллера на высоких оборотах. Чтобы устранить шум, нужно очистить и смазать детали вентилятора.
5. Повреждение лопастей

Из-за попадания чужеродного предмета лопасти вентилятора могут сломаться
Разрушение крыльев случается преимущественно в устройствах центробежного типа. Причиной поломки может быть попадание внутрь чужеродного предмета (если в машине нет салонного фильтра). В результате лопасти искривляются или ломаются. Еще одна причина – разболтавшиеся крепления.
Чаще всего работа вентилятора с поврежденными лопастями сопровождается треском. Но звук может быть любым. Все зависит от степени разрушения и общего состояния отопительной системы.
Решить проблему поможет только замена крыльчатки. Пользоваться печкой с такими повреждениями небезопасно. Во-первых, осколок лопасти может заклинить пропеллер или пробить другие узлы автомобиля. А во-вторых, произойдет разбалансировка крыльчатки, что тоже усугубит повреждения печки и соседних частей машины.
Менять лучше весь узел, так как восстанавливать отдельные лопасти нецелесообразно. А после ремонта необходимо проверить надежность крепежей и сделать балансировку, чтобы исключить появление вибрации и гула.
6. Слабое крепление мотора

Для устранения назойливых звуков нужно крепче зафиксировать двигатель печки
Крепежи электродвигателя могут ослабнуть в процессе эксплуатации или быть плохо затянуты еще на этапе монтажа. В результате вал перекашивается, и лопасти царапают поверхность отопителя. Из-за этого появляется дребезжащий звук, который может временами пропадать.
Чтобы устранить неприятные звуки, необходимо крепко зафиксировать электродвигатель печки.
7. Повреждение салонного фильтра

Поврежденный салонный фильтр нужно вовремя менять
Устройство задерживает пыль, мелкий сор и другие посторонние частицы, не давая им проникнуть в отопительную систему и салон. Со временем фильтр забивается грязью и перестает нормально пропускать воздух. Система проталкивает его с возросшим напряжением, которое и порождает неприятные звуки.
Другая причина шума – поломка фильтра. Он может разрушиться из-за старости или изначально плохого качества. Осколки устройства попадают на вентилятор и вызывают шум. Он проявляется стуком при включении/выключении печки и свистом во время ее работы.
8. Поломка помпы

Вентилятор печки автомобиля Lada Priora
Если помпа вентилятора вышла из строя, узнать об этом можно по нескольким признаком. Один из них – гул или скрежет. Неприятные звуки особенно сильно проявляются при наборе скорости, на высоких оборотах.
При малейшем подозрении на поломку помпы необходимо срочно принимать меры, чтобы предотвратить дальнейшие повреждения. Охлаждающая жидкость перестанет поступать к двигателю автомобиля – он будет постоянно перегреваться и выйдет из строя раньше времени.
Не менее печальные последствия будут и для ГБЦ. Из-за частых перегревов прогорят и разрушатся прокладки цилиндровой группы. В результате масло и антифриз начнут смешиваться. Да и цилиндры покроются задирами и царапинами.
Еще одно последствие – поломка поршней. Перегрев вызовет их расширение, из-за чего их заклинит либо вовсе оторвет от шатунов.
9. Износ резистора

Резистор автомобильной печки Opel Astra
Признаки неисправности – плохая работа вентилятора. Он может функционировать только на одной скорости, не реагируя на команды, слабо дуть или вовсе не подавать воздух.
Еще один признак поломки – шум при переключении скорости обдува. Исправить положение можно только одним способом: заменой резистора. И медлить с этим не стоит, чтобы не спровоцировать поломку двигателя из-за постоянного перегрева.
А теперь интересное видео с нашего канала:
Чем примечательна советская реактивная система залпового огня «Ураган», придуманная в Чехословакии
Интересно также узнать, как увеличить срок жизни зимних шин: следим за давлением и переставляем колеса.
