Почему вариатор и робот всё чаще устанавливают вместо АКПП
Автор: nix_u, 27.03.2025 17:58
Классическая автоматическая коробка передач давно считается эталоном удобства, и с её помощью удалось превратить поездку в городской черте в достаточно комфортный процесс. Правда, в последние годы всё чаще вместо АКПП устанавливают вариаторы и роботизированные коробки, что само по себе вызывает большие вопросы из-за наличия у них серьёзных недостатков.
Удобная, но не беспроблемная

Современная АКПП./ Фото: siempreauto.com
Автоматическая коробка передач давно стала символом комфорта. Она избавляет от необходимости постоянно переключать передачи, делает движение плавным и удобным. Хорошая АКПП способна работать десятки лет без серьёзных проблем, если за ней правильно ухаживать. Она выдерживает большие нагрузки, эффективно передаёт мощность и не пугает сложным управлением.

АКПП многие считают самой удобной./ Фото: univision.com
Конечно, за комфорт приходится платить, и автомат имеет несколько весьма серьёзных недостатков. Классическая автоматическая коробка весит больше, чем другие типы, и содержит много сложных механизмов. Переключение передач не всегда мгновенное, а потери мощности в гидротрансформаторе увеличивают расход топлива. Несмотря на всё это, АКПП в какой-то момент превратилась в стандарт, и её начали устанавливать практически на все современные автомобили за редким исключением. С недостатками коробки передач легко смирились и предпочли пренебречь ими ради длинного списка преимуществ. Впрочем, о них не забыли, и в попытках избавиться от проблем инженеры изобрели альтернативные виды трансмиссий. Вот только они тоже оказались с серьёзными конструктивными недостатками, за которые их, мягко говоря, критикуют.
Проблемная КП №1 — вариатор

Сравнительно компактный вариатор Audi./ Фото: autostrong-m.ru
На бумаге вариатор выглядит идеально. Он не имеет фиксированных передач, а значит, автомобиль разгоняется плавно и без рывков. В теории это делает движение более комфортным, а топливо расходуется экономичнее. Производителям нравится вариатор, потому что он дешевле в производстве, но всё не так просто. Первая его проблема — недолговечность. Конструкция вариатора включает ремень или цепь, которые работают под постоянным натяжением. Со временем они изнашиваются, а при агрессивном стиле вождения это происходит очень быстро. Если ремень рвётся, ремонт выходит дорогостоящим, а иногда коробку приходится менять целиком.

Вариатор Audi A6./ Фото: drive2.ru
Вторая проблема — перегрев. Вариатор чувствителен к высоким нагрузкам. Длительная езда в гору, резкие ускорения и буксировка прицепа могут привести к перегреву и поломке. Производители устанавливают дополнительные системы охлаждения, но это не всегда спасает, особенно в жарком климате. Кроме того, многим не нравится поведение вариатора на дороге. Ощущение разгона отличается от привычных ступенчатых переключений АКПП, а звук работы двигателя кажется непривычным. Некоторые водители жалуются, что при интенсивном разгоне мотор ревёт, а ускорение происходит с запозданием. Это связано с особенностями конструкции: вариатор поддерживает обороты двигателя в определённом диапазоне, а не увеличивает их скачками, как обычная автоматическая коробка.
Проблемная КП №2 — робот

Роботизированная коробка передач./ Фото: drive2.ru
Роботизированная коробка передач должна была стать удачным компромиссом между механикой и автоматикой. Она использует стандартный механический принцип, но переключает передачи самостоятельно, с помощью актуаторов. В теории подобная конструкция должна сочетать в себе простую механику и удобство автомата. Правда, есть нюансы. В первую очередь это задержки при переключении. Если коробка однодисковая, паузы между передачами могут быть заметными, особенно при резком разгоне. Двухдисковые варианты работают быстрее, но остаются чувствительными к манере вождения.

Ремонт роботизированной КП очень сложен./ Фото: yandex.ru
Ресурс сцепления — ещё одна проблема. В пробках или при частых остановках узел изнашивается быстрее, чем в классической механике. Особенно это актуально для первых поколений роботизированных коробок, где износ фрикционов мог наступить уже к 50–70 тысячам километров. Есть и неприятные мелочи. Например, в холодную погоду или при резкой смене режима движения коробка может задумываться перед включением передачи. Некоторые модели не любят затяжных подъемов, а при перегреве переходят в аварийный режим. Добавьте сюда дорогой ремонт — и становится понятно, почему не все водители готовы мириться с такими особенностями.
Вместо автомата

Сложный и с проблемами, но распространённый робот./ Фото: yandex.net
Несмотря на недостатки, вариатор и роботизированная коробка передач постепенно вытесняют классическую АКПП. Причина в их преимуществах. В первую очередь это экономичность. Вариатор поддерживает оптимальные обороты двигателя, а робот не страдает от потерь мощности, характерных для гидротрансформатора. В результате расход топлива оказывается ниже, что особенно важно при современных ценах на бензин. Производителям такие коробки тоже выгодны. Вариатор состоит из меньшего количества деталей, а роботизированная коробка создаётся на базе механической, что снижает затраты на производство. В результате автомобили с такими трансмиссиями могут стоить дешевле или предлагать больше опций за те же деньги.

Не менее трудный и популярный вариатор./ Фото: d-cd.net
Впрочем, половина причин перехода на новые типы коробок связана не с экономикой, а с комфортом. Вариатор делает разгон плавным, без рывков, а роботизированная коробка, особенно двухдисковая, обеспечивает быстрое переключение передач. В городском режиме это даёт ощущение лёгкости при вождении, а в пробках избавляет от необходимости постоянно работать сцеплением. Для начинающих водителей такие трансмиссии особенно удобны. Не нужно думать о своевременном переключении передач, бояться заглохнуть или перегреть сцепление. Машина едет плавно, а управление интуитивно понятное. Именно поэтому вариатор и «робот» всё чаще встречаются не только в компактных городских автомобилях, но и в кроссоверах, и даже в некоторых моделях бизнес-класса. Так и получается, что вместо более или менее надёжной автоматической коробки передач автомобиль оснащается роботом или вариатором, хоть немалому числу водителей это не особо нравится.
Хоть автоматические коробки передач и считаются менее надёжными, чем механика, среди них тоже есть немало интересных образцов, которые могут без проблем отработать и свой ресурс, и время сверх него.
Постоянный URL записи: https://novate.ru/blogs/270325/72818/
Смотрите ещё
Смотрите ещё
Журнал
Рекомендуем
Последние статьи
-
0 Самые необычные сады в мире, от созерцания которых дух захватывает сегодня, 08:12 -
0 Как проявляло себя противоспутниковое оружие из прошлого века 30.03.2025, 23:57 -
0 Сколько стоило бы советское пиво в пересчёте на современные рубли 30.03.2025, 22:18 -
0 Старушка «Мотолыга» и её модификации, которые до сих пор в строю 30.03.2025, 20:12 -
0 Азбука на палочке и другие исключительные книги прошлого с нетривиальным дизайном 30.03.2025, 17:33 -
0 «Калготы» или «колготки»: какое на самом деле правильно использовать название 30.03.2025, 16:34 -
0 Как понять, что пришло время поменять свечи зажигания 30.03.2025, 14:54 -
0 Для чего кипятить приправы, а в суп кидать кубик льда: нестандартные советы на каждый день 30.03.2025, 13:22 -
0 Захватывающая трансформация 20-футового грузового контейнера в стильный крошечный дом 30.03.2025, 11:54 -
0 Нестандартные проекты на базе старой доброй советской техники 30.03.2025, 10:20