После завершения Второй мировой войны предприятия военно-промышленного комплекса СССР реализовали не один десяток уникальных, неординарных, а иногда и немыслимо громадных проектов. В их числе оказался сумасбродный танк для эксплуатации в условиях ядерной войны, получивший обозначение «Объект 279».
1. Предпосылки к созданию 4-гусеничного танка
Опытная бронемашина Marienwagen/ Фото: topwar.ru
Следует отметить, что идея разработать четырехгусеничный танк появилась у инженеров достаточно давно, причем даже за пределами СССР. К примеру, немецкая компания «Даймлер» собиралась выпустить первую бронемашину на гусеницах вместо задних колес. Проект выглядел весьма перспективно, поэтому уже в 1915 году начались работы по его внедрению в жизнь под названием «Мариенваген».
Планировалось разместить грузовик повышенной проходимости на 4 гусеницах (2 на передней оси и 2 – на задней). Но опытный образец получился не самым удачным. Разместить на хлипкое шасси массивный короб с броней 9 мм не удалось. Да и отнести такую разработку к категории танков тоже было несправедливо, поскольку привычная башня здесь отсутствовала. По сути, речь шла о бронетранспортере на гусеничной платформе, но далеко не о танке.
Дальше идеей заинтересовались британские танкостроители. Они планировали создать так называемый «сухопутный» флот и подыскивали своеобразного лидера, способного возглавить его и противостоять любым артиллерийским ударам. К работам приступили в 1915 году, после чего на свет появился массивный 10-метровый танк массой около 100 тонн.
Внешне он был больше похож на громадный вагон с 4 гусеницами. В движение он приводился двумя силовыми агрегатами по 210 л.с., поэтому такие понятия как маневренность или особая подвижность здесь априори отсутствовали.
Бортовое вооружение было представлено 57-мм пушкой и 6 пулеметами, создающими сплошную огневую стену по периметру. И хоть броня могла защитить его от 77-мм полевых орудий нацистской Германии, которые применяли в полевых условиях, практического применения танк так и не получил.
2. Классификация и позиционирование модели «Объект 279»
Советский тяжелый танк ИС-2/ Фото: karopka.ru
В 50-х гг. прошлого века на вооружении советской армии осталось лишь 4 модели танков. ИС-2 не соответствовал текущим требованиям, особенно по части бронезащиты, и оставался актуальным лишь для ДОТов. ИС-3 не мог похвастаться особой надежностью, поэтому не стал популярен среди военных, а по бронезащите он лишь немного отличался от Т-54.
ИС-4 был более защищенным, однако его стоимость в 3 раза превышала цену предшественника, а к мобильности и проходимости по-прежнему оставалась масса вопросов. Каждый из трех тяжелых танков комплектовался 122-миллиметровой нарезной пушкой Д-25Т, которая уже морально устарела.
Вместе с этими моделями рассматривался еще один тяжелый танк Т-10, который получил массовое серийное производство. У него были вполне перспективные тактико-технические характеристики, однако в сравнении с «Конкэрором» или М103 он выглядел менее эффективным как минимум до появления усовершенствованной модификации Т-10М.
Танк Т-10М, который позже должен был быть заменен «Объектом 279»/ Фото: izi.travel
Ожидалось, что «Объект 279» заменит все перечисленные варианты, и в нем будет устранена главная слабость Т-10 – низкий уровень бронезащиты. В 1957-1959 годах на свет появилось 3 прототипа, и лишь один из них, «Объект-279», создали заново, реализовав в нем все нестандартные идеи и инженерные решения.
Уже в названии бронетехники кроется приличная доля ее потенциала и харизматичности. К примеру, все советские танки обозначались буквой «Т» и различными цифрами, по которым можно было судить об их боевом потенциале и ТТХ.
В случае с проектом «Объект 279» ситуация обстоит совершенно иначе. Бронемашины получила нетипичную маркировку, из-за чего сразу вызвали бурю интереса со стороны публики. Со словом «объект» у многих ассоциируется что-то совершенно секретное, редкое и уникальное. На практике все оказалось точно так.
Только оформление танка вызывает невероятное впечатление. По форме он больше похож на инопланетный летающий аппарат из фантастических фильмов, а его внушительный кузов базируется на движителе сразу с четырьмя гусеницами вместо двух, как мы привыкли видеть в классических танках. Кто решился на создание такой машины и для каких задач?
3. Идея создания и история развития
Боевая масса «Объекта» составляла около 60 тонн/ Фото: parkpatriot.ru
Уже в 1956 году правительство СССР составило перечень требований и стандартов, которым должен отвечать тяжелый танк нового поколения со 130-мм пушкой. Его планировали создать в качестве замены для морально и технически устаревшего Т-10.
Боевая масса «Объекта», разработанного на конструкторском бюро Котина в Ленинграде, составила 60 тонн. Это позволило ему стать едва ли не наиболее дерзким проектом на рынке. Бронетехнике предстояло решать сложнейшие задачи, а именно – вести боевые действия в условиях полного бездорожья, в том числе в ходе ядерной войны.
4. Бронезащита и конструктивные особенности
Конструкция «Объекта 279» предполагала невозможность переворачивания под воздействием ядерного взрыва/ Фото: quto.ru
Растущий страх столкновения с главным соперником США в Третьей мировой существенно повлиял на конструкцию и внушительные габариты танка. Корпус в конфигурации «летающей тарелки» создавался для того, чтобы предотвратить переворачивание «Объекта-279» под воздействием ударной взрывной волны.
Толщина лобовой брони составила 269 мм и в 2 раза превышала аналогичную у Т-10М. Чтобы пробить столь мощную защиту, потребовалось бы очень много усилий. Но на этом уникальные особенности и характерные черты танка для ядерной войны не заканчиваются.
5. Силовой агрегат и шасси
Мощность танкового мотора составляла 1 тыс. л. с./ Фото: vecher.kz
В проекте «Объект 279» инженеры внедрили совершенно новый 16-цилиндровый Н-образный силовой агрегат с запасом мощности в 1000 л.с., уникальной подвеской гидропневматического типа и новой ходовой частью. В конструкции присутствовало две пустотелых балки, которые по совместительству были топливными баками.
Шасси с 4 гусеницами позволяли передвигаться по болотам, глубокому снегу и любому другому бездорожью, исключая посадку на «пузо» в случае преодоления высоких преград на своем пути. А по интенсивности воздействия на грунт «Объект 279» мало чем отличался от легкого советского танка.
6. Перспективы и реалии
По ряду причин «Объект 279» серийным танком не стал/ Фото: war-book.ru
К сожалению, «Объект 279», как и ряд других амбициозных проектов советских инженеров, не был введен в серийное производство из-за невероятной затратности и конструктивной сложности.
Еще машина требовала сложного и дорогостоящего ремонта, имела внушительную высоту, которую не удалось снизить в ходе модернизации, и существенные потери мощности из-за гусеничного движителя с 4 гусеницами. Кроме того, танк был неповоротливым и плохо поддавался управлению.
Существовала и еще одна причина, из-за которой танку не удалось перейти на следующий этап, оставшись лишь прототипом. Дело в том, что после презентации тяжелой военной техники председатель ЦК КПСС запретил использовать машины массой от 37 тонн.
Единственный экземпляр представили в 1959 году, но его удалось сохранить в виде экспоната, который сейчас находится в Бронетанковом музее в Кубинке.
Интересно также узнать про 5 советских тяжелых танков Второй мировой: невероятные и мощные.