В кругу автомобилистов все чаще появляются слухи, что в ближайшем будущем власти примут закон, ограничивающий продажу автомобилей на «вторичке» по принципу из рук в руки. Таким образом реализация подержанных машин будет возможна только через официальные салоны и дилерские центры. Но пока это лишь тема для обсуждений, и следует разбираться в основных нюансах, требующих особого внимания при поиске подержанного «железного друга». Ведь далеко не все экземпляры, опубликованные в Интернете или доступные на авторынках, пригодны для эксплуатации.
Совет 1 – тщательная проверка юридической частоты транспортного средства
Важно проверить все необходимые документы по автомобилю/ Фото: zr.ru
На первом этапе знакомства с интересующим автомобилем из вторичного рынка следует тщательно ознакомиться с документами к нему. Чтобы сэкономить время и силы, нужно узнать, есть ли у автомобиля таможенное оформление, и отсутствуют ли у него какие-либо ограничения на продажу, перерегистрацию и т.д. Добропорядочные продавцы, которые не планируют прибегать к мошенническим схемам, сразу скажут все, как есть, и не будут тратить свое и ваше время.
Кроме того, рекомендуется уточнить информацию по поводу VIN-кода подержанного авто, чтобы иметь возможность провести проверку через электронные базы. Не помешает обращение в ГИБДД, где можно получить информацию о том, не находится ли автомобиль в розыске, запросить сводку по арестам, штрафам и прочим административным ограничениям. Также будет полезно уточнить, не была ли зарегистрирована машина в качестве залога за какой-либо кредит.
При знакомстве с автомобилем следует запросить у владельца технический паспорт, где можно ознакомиться с подробной «родословной» и данными о предыдущих собственниках. Если в паспорте транспортного средства вписано подозрительно большое количество человек, скорее всего, есть явные причины, почему его так часто меняли.
Нередко недобросовестные продавцы выставляют на продажу автомобили с дубликатами ПТС, например, если они находятся в залоге и используются в качестве гаранта возврата денежных средств.
Совет 2 – оценка поведения продавца при встрече
Поведение продавца машины может насторожить – в этом случае от покупки лучше отказаться/ Фото: drivenn.ru
Странное поведение владельца машины при продаже (дерзость, попытки давления, хамство и т.д.) должны насторожить вас. В этом случае возможны две причины: либо продавец откровенно не умеет общаться с людьми, либо его товар сомнительного качества.
При отсутствии серьезных проблем с автомобилем человек не будет отказываться от более тщательного осмотра и даже с радостью поделится своим опытом эксплуатации транспортного средства. Если же он ведет себя странно, пытаясь пригрозить или надавить на вас, с большой долей вероятности можно судить о встрече с мошенником или перекупщиком.
Оба персонажа руководствуются одной целью – как можно быстрее продать автомобиль. К сожалению, актуальная обстановка на автомобильном рынке выглядит таким образом, что хорошие машины быстро переходят в руки перекупщиков. Поэтому, чтобы не стать «жертвой» одного из них, нужно тщательно оценивать историю автомобиля, проверять VIN-код, юридическую чистоту и количество реальных владельцев, прописанных в ПТС.
Существуют специализированные сервисы, где можно провести анализ машины по VIN-коду или государственному номеру. Там можно получить следующую крайне важную и полезную информацию:
Совет 3 – сопоставление стоимости машины в объявлении со среднерыночной
Нужно сравнить предлагаемую стоимость автомобиля со средней по рынку/ Фото: rubiavto.ru
Качественный автомобиль в шикарном состоянии никогда не будет стоить дешевле среднестатистических экземпляров на рынке. Возможно, вас будут уверять в том, что «железный конь» эксплуатировался исключительно в качестве семейной машины, а причина продажи заключается в желании срочно получить деньги.
Но на практике, чтобы быстро реализовать хороший товар в большом городе, требуется снизить его цену хотя бы на 10-15% ниже рыночной, но никак не в 2-3 раза. Такие скидки обычно указывают на мошеннические схемы или наличие серьезных технических поломок, криминального прошлого и других проблем.
Совет 4 – оценка пробега
Показатель автомобильного пробега/ Фото: avtovzglyad.ru
Средний показатель ежегодного пробега у автомобилей, которые находятся в распоряжении частных лиц, а не коммерческих предприятий (службы такси, курьерские компании, транспорт для перевозки персонала и т.д.), составляет 6-15 тыс. км. И если вам пытаются «впарить» 10-летнюю Skoda Rapid с показателями на одометре в 10-30 тыс. км., это откровенный развод, т.к. над значениями пробега тщательно потрудились в соседнем гараже.
Оптимальные результаты для такого возраста составляют 60-150 тыс. Естественно, бывают исключения, но они единичны.
Можно долго слушать истории о том, что автомобиль все время был в гараже, но какой смысл верить им? Если же показатели превышают 300 тыс. км, это тоже повод усомниться в сделке, поскольку, возможно, машина была на балансе в таксопарке, службе курьерской доставки и т.д.
Совет 5 – качественный технический осмотр
Анализ технического состояния машины/ Фото: adm-saki.ru
Тщательная проверка технического состояния транспортного средства позволяет полностью раскрыть его его недочеты и проблемы. Поэтому на этапе знакомства с интересующим экземпляром следует осмотреть его со всех сторон. Кузовные переходы должны быть идеально ровными, а зазоры – одинаковыми.
Простой, но дельный совет при визуальной оценке авто – посветить на кузов фонариком. Все проблемные участки и замененные детали будут отражать световой поток иначе. А при обзоре со стороны багажного отделения вся кривизна будет обнажена моментально.
Наличие шероховатых участков, перепадов цвета или чрезмерно ярких глянцевых точек – явный признак перекрашивания кузова. Ответственные автомобилисты не боятся признаться в том, что машина попадала в ДТП, и рассказать о проведенном ремонте, подтвердив качество выполненных работ.
Но если кузовные детали были отремонтированы в кустарных условиях, а на поверхность нанесен толстый слой шпатлевки, то ни к чему хорошему это не приведет. Проверить это можно с помощью простого магнита. Если ремонт проводился в кустарных условиях, элемент попросту отпадет.
Много полезной информации можно получить при оценке состояния колес. Если «железный конь» пережил серьезную аварию с деформацией кузова, износ шин будет происходить неравномерно. Также следует уделить внимание дверным зазорам. Сами двери должны закрываться с одинаковым усилием и схожим звуком.
Совет 6 – практический тест-драйв
Проверка машины тест-драйвом/ Фото: paritet.com.ua
Следующий этап подразумевает проверку автомобиля в дорожных условиях. В первую очередь следует обратить внимание на качество запуска двигателя. Он должен заводиться легко без посторонних звуков, вибраций и скрежета.
Не трогаясь с места, следует пару раз нажать на педаль газа, подняв этим обороты. При существенном изменении частоты оборотов коленвала возможны постукивания, указывающие на грядущий капитальный ремонт. Также можно попробовать динамично набрать скорость, а затем притормозить. Ухоженная машина не будет дергаться или глохнуть.
Совет 7 – оценка кузова и других деталей на предмет коррозии
Осмотр экстерьера автомобиля/ Фото: tradein-kuntsevo.ru
Отдельные автомобили попросту не имеют права продаваться на вторичном рынке, т.к. они находятся в критическом состоянии. Распознать следы существенной коррозии кузова несложно. В этом случае двери будут открываться неравномерно или с трудом. А если поверхность кузова обработана некачественно, в первую очередь пострадают его пороги.
Если провести светлой тканью или перчаткой по нижней плоскости порога, которая не доступна при визуальном осмотре, можно определить явные следы ржавчины.
Совет 8 – пренебрежение второстепенными формальностями и стремление торговаться
При покупке машины с рук можно в разумных пределах торговаться/ Фото: proavtopravo.ru
Для многих покупателей автомобилей на «вторичке» ключевым критерием выбора является цена. Если явные недочеты в автомобиле отсутствуют, не стоит бояться торговаться и сбрасывать цену. Но и наглеть в этом вопросе нельзя.
При обоюдном согласии в снижении стоимости можно спросить у владельца, что он даст с машиной в комплекте. Дальше можно назначить место и дату встречи, оставить залог (но небольшой) и попросить у хозяина стандартную финансовую расписку. Сумма задатка не должна превышать 1/5 или даже 1/20 стоимости автомобиля. Если продавец запрашивает сомнительно большую сумму, от покупки лучше отказаться.
Кроме того, на последнем этапе следует запросить вторичную документацию, сервисную книжку, акты передачи и прочие полезные документы, которые пригодятся в будущем.
Теперь вы знаете, как правильно выбирать автомобиль на вторичном рынке, чтобы не стать мишенью для перекупщиков или недобросовестных продавцов, использующих сомнительные схемы и мошеннические уловки.
В течение 10 суток после оформления сделки следует поставить машину на учет в ГИБДД, оформить ОСАГО и пройти технический осмотр. Сразу после покупки рекомендуется заменить масло и тормозную жидкость, обновить антифриз, выполнить балансировку колес, заменить ремень ГРМ и воздушные фильтры. Если возраст машины превышает 7-10 лет, не помешает замена трансмиссии и сальников коленвала. Такие процедуры сопровождаются определенными финансовыми расходами, но после их проведения вы сможете долго наслаждаться покупкой без каких-либо нареканий.
Интересно также узнать, в каких случаях затрудненный пуск двигателя не страшен, и это легко можно исправить.