У Нового года много разных символов: елка, шампанское, мандарины, подарки. Однако есть еще один образ, с которым многие ассоциируют праздник. Мы говорим о рекламе Coca-Cola. Как американская компания стала амбассадором новогоднего настроения, и неужели именно они придумали знаменитый образ Санта Клауса? Ответы вы найдете в статье Novate.ru.
«Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит» – как только по телевизору начинают крутить рекламу кока-колы с этой песней, все сразу понимают: до Нового года осталось совсем немного. Ряд ярких мерцающих грузовиков катится по заснеженной дороге, вокруг мигают сотни огоньков, люди катаются на коньках вокруг большой украшенной елки, и ты чувствуешь себя частью всего этого волшебства. А Санта Клаус, изображенный на грузовике, весело подмигивает тебе, как будто у вас есть общий секрет, о котором больше никто не знает.
Санта Клаус на грузовике Coca-Cola. / Фото: drive2.ru
Кстати, о Санта Клаусе. Он ассоциируется с Coca-Cola не меньше, чем красные грузовики, поэтому многие считают, что именно американская компания является автором того самого образа доброго дедушки-толстячка с шикарной белой бородой и румяными щеками. На самом деле знаменитый бренд не имеет к нему никакого отношения. За такого Санта Клауса следует сказать спасибо иллюстратору Хэддону Сандблому. Но обо всем по порядку.
1. Кто такой Санта Клаус?
Как изображают Санту в разных странах. / Фото: 1tv.ru
Для многих является открытием тот факт, что Санта Клаус – это христианский святой, которого изначально знали как Святого Николая или Николая Чудотворца (да-да, того самого, который кладе сладости под подушку 19 декабря). На североамериканский континент этот образ попал благодаря голландским колонистам, которые в 50-х годах XVII века основали поселение Новый Амстердам (ныне – Нью-Йорк). Они называли Святого Николая Синтерклаасом.
Современное же имя, известное во всем мире, придумал университетский преподаватель Клемент Кларк Мур. В 1823 году он написал стихотворение «Визит святого Николая», главным героем которого был Санта Клаус – сказочный персонаж, приносящий подарки детям на Рождество. В этом же стихотворении были упомянуты восемь из девяти известных оленей. Произведение стало настолько популярным, что позже его много раз переиздавали в виде иллюстрированной книжки.
2. Как выглядел Святой Николай?
Образ Николая Чудотворца. / Фото: pinterest.com
Позже изменилось не только имя христианского святого, но и его образ в целом. Святой Николай никогда не ездил на оленях – он передвигался исключительно верхом на лошади или пешком, ведя ее под уздцы. Наряд также не был похож на то, к чему мы привыкли – одежда святого напоминала одеяние христианских епископов, только не чисто белого цвета, а с элементами красного.
Наряд состоял из нескольких элементов, у каждого из которых было свое название: стихаря (кружевной рубахи ниже колена с широкими рукавами), шарфа (палантина) и длинной красной мантии, которая практически полностью закрывала нижнюю одежду. В руках у Николая Чудотворца был посох, а на голове митра – головной убор в виде шапки, украшенный драгоценными камнями.
3. Современный образ
Санта Клаус на рисунках Томаса Наста
Непонятно, чем не угодил американцам традиционный внешний вид Святого Николая, однако вместе с именем серьезно изменился и его образ. Обновленного Санта Клауса представил миру художник Томас Наст, который рисовал его с себя. Он наделил святого чертами, которые «очеловечили» его, сделали ближе к простым людям: невысокий рост, плотное телосложение, пожилой возраст, пышная белая борода и, конечно, красный костюм с золотым ремнем. Однако этот образ не слишком пришелся по душе американцам. Добродушного дедушки, которого все знают, там не было и в помине: Санта получился больше устрашающим, чем дружелюбным.
Все изменилось благодаря американскому художнику Хэддону Сандблому, который в 30-х годах прошлого века нарисовал Санта Клауса для рекламы Coca-Cola. Традиция выпускать рождественскую рекламу появилась в американской компании в 1920-х годах. Так как популярность газированных напитков зимой снижалась практически до нуля, руководители компании стремились поднять продажи и чем-то заинтересовать потенциальных покупателей. Поначалу они использовали старые образы Санта Клауса, однако со временем поняли, что он не слишком цепляет людей – еще бы, суровый внешний вид, скорее, пугал, чем располагал к себе.
Санта Клаус Сандблома пил с детьми газировку. / Фото: liveinternet.ru
Тогда было принято решение обратиться к Сандблому. И художнику удалось сделать то, что в свое время не получилось у Наста – его Санта получился теплым, дружелюбным, уютным и невероятно человечным. В канун Рождества он приносил детям игрушки, мог посидеть с ними под елкой, посмотреть, что есть вкусненького в холодильнике, выпить немного газировки. Все эти действия максимально приближали Санту к обычным людям, благодаря чему он стал невероятно популярным и всеми любимым, а позже превратился в ключевую фигуру рождественских праздников.
При создании образа Санты Сандблом пошел по тому же пути, что и его предшественник – рисовал знаменитого дедушку с себя, и дал ему собственное лицо. Все, что окружало Санту на рисунках, художник также брал из собственной жизни – он вдохновлялся соседскими детьми, играющими в снежки, родителями, наряжающими елку. Если компания требовала внести изменения, Сандблом не перечил, но все же основные образы остались именно теми, какими он их запланировал с самого начала.
Спрайт-Бой из рекламы Coca-Cola
Интересный факт: Сандблом не только нарисовал Санта Клауса, но и придумал еще один талисман Coca-Cola. Им стал маленький эльф Спрайт-Бой. Персонаж присутствовал в рекламной кампании в 40-х и 50-х годах XIX века, однако его также можно увидеть во многих рождественских фильмах и мультфильмах. Увы, до России этот образ не дошел.
Санта в движении
Художник-мультипликатор Александр Петров. / Фото: tv.pgtrk.com
Еще одна любопытная деталь: двигаться Санта Клаус начал только в 2001 году, а поблагодарить за оживший образ стоит режиссера и сценариста Александра Петрова. Да-да, вы все правильно поняли – не американец, а русский заставил Санту двигаться. В начале нулевых Петров создал анимационный ролик на основе рисунков Хэддона Сандблома, и с тех пор Санта пришел в движение.
Кстати, у Александра есть «Оскар» за короткометражный мультфильм «Старик и море», который он сделал по повести Эрнеста Хемингуэя. В этой работе Петров использовал ту же технику, что и в ролике с Санта Клаусом – она называется «живопись по стеклу».
Также советуем узнать, Как празднуют Новый год в разных странах и причем тут стулья
А еще больше интересных материалов вы найдете на нашем канале. Например, видео о том, почему в Америке дома строят из картона и фанеры