Очень часто бывает так, что все гениальное – просто. В военном деле одним из лучших тому подтверждений можно считать опыт вьетнамских партизан в годы Второй индокитайской войны 1964-1975 годов, которая включает в себя, в том числе и наиболее известную – войну во Вьетнаме. Помимо многочисленных волчьих ям, растяжек, ловушек-рычагов и еще много другого, партизаны придумали простенькую, но в то же время весьма хитроумную ловушку для американских вертолетов.
Служба доставки демократии. |Фото: recoverycurios.com.
Вертолеты «Хьюи» — это настоящие ангелы вьетнамского апокалипсиса! Благодаря массовой культуре Bell UH-1 Iroquois стал наверняка самым известным многоцелевым вертолетом в мировой истории. Использовать их стали в армии США с 1959 года. Это был не единственный американский вертолет в Индокитае, однако именно «Хьюи» вывезли на своих лопастях львиную долю всей нагрузки по транспортировке личного состава, эвакуации раненных и оказанию огневой поддержки соединениям на земле. Без преувеличения можно сказать, что UH-1 – стал самым узнаваемым символом вьетнамской войны.
Вертолет Хьюи стал одним из символов той войны. |Фото: pinterest.com.
Представлять себе силы Вьетконга как одних только «грязных партизан с голой пятой точкой» не стоит. Партизаны составляли существенную, но все же далеко не главную часть армии Северного Вьетнама. Были у последнего даже свои ВВС, пускай, и не без помощи одной известной страны, на которую мы сегодня не будем показывать пальцем. Хотя, конечно, по уровню технического обеспечения Северный Вьетнам в целом заметно проигрывал армии США. Именно по этой причине многие вещи приходилось перекладывать на «военную хитрость» и «народное творчество».
Ми-4 во Вьетнаме. |Фото: aerotransport.org.
К слову, как раз-таки вертолеты в этой войне были прерогативой американцев. У Северного Вьетнама было небольшое количество советских многоцелевых Ми-4. Так что ни о каких масштабных вертолетных десантах речь не шло. Зато вьетнамцы обожали «пакостить» американским вертолетным десантам, минируя при помощи специальных ловушек все более-менее подходящие естественные площадки. Сделать ловушку мог любой вчерашний крестьянин. Правда, наиболее эффективную - только человек с опытом.
В армии Северного Вьетнама были далеко не только одни партизаны. |Фото: blogspot.com.
Для изготовления ловушки была нужна деревянная палка, шнурок, проволока, пара кусков листового металла, одна или несколько осколочных гранат. Граната привязывалась проволокой к деревянному колу, к чеке привязывался шнурок. В верхней части палки делалось отверстие, в которое вставлялась вращающаяся ось. К оси подвязывался шнурок. Из листового металла делались лопасти, собирался ветряк. Ветряк надевался на вращающуюся ось с подвязанным шнурком. Вся «сложность» данной ловушки была в том, чтобы правильно подобрать длину наматывающегося и тянущего за чеку шнурка.
Ловушка-ветряк для приземляющегося вертолета. ¦Фото: ya.ru.
Ловушка-ветряк вкапывалась партизанами или солдатами где-нибудь на открытой местности, там, где теоретически может приземлиться американский Bell UH-1 Iroquois. Когда вертолет зависал над площадкой и начинал снижение, постепенно усиливающиеся потоки воздуха от снижающейся машины все сильнее раскручивали лопасти ветряка-ловушки. Вращающаяся ось наматывала на себя шнурок, в результате чего в какой-то момент происходило выдергивание предохранительной чеки из гранаты. Как минимум такая ловушка могла повредить «Хьюи». Хотя зачастую не обходилось и без погибших десантников. В некоторых случаях осколки даже задевали пилотов вертолета.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, что не так было с «липкой» гранатой, которую не любили солдаты в годы Второй мировой войны.