Сразу в нескольких российских телеграм-каналах появилась фотография советского самолета-разведчика М-55 «Геофизика». По поступающей информации, самолет совсем недавно прошел модернизацию и в данный момент находится на этапе государственных испытаний. Предположительно в уже обозримом будущем «Геофизика» может быть использована Россией в рамках специальной военной операции. Во всяком случае такого мнения придерживается разведка Великобритании, которая отреагировала на расконсервирование М-55 одной из первых.
Эйзенхауэр и Хрущев в США 1959 год. |Фото: bangkokbook.ru.
В 1959 году Никита Хрущев посетил США, где встретился со своим американским коллегой Дуайтом Эйзенхауэром. Встреча лидеров двух сверхдержав закончилась на мажорной ноте. Эйзенхауэр согласился посетить в будущем году Советский Союз, что еще больше поспособствовало бы разрядке в отношениях между блоками. Однако, 1 мая 1960 года советская ПВО сбивает американский самолет-разведчик Lockheed U-2 под управлением Гари Пауэрса. Злые языки поговаривают, что вглубь советской территории U-2 был направлен специально, в качестве провокации, так как представители крупного американского бизнеса в сфере ВПК (имевшие серьезные «подвязки» в Пентагоне) не были заинтересованы в дальнейшем налаживании отношений между странами. Эйзенхауэр же в последние годы своего правления был последовательным противником усиления влияния оборонных компаний на политику Америки.
Самолет-разведчик Ю-2. |Фото: hdpic.club.
Встречу глав двух государств отменяют, а в отношениях США и СССР начинается новый виток эскалации. Инцидент с самолетом Пауэрса вскоре выльется в шпионскую эпопею по обмену советского разведчика Рудольфа Абеля… Впрочем, у рокового полета U-2 было еще одно важное последствие для Советского Союза. Так, в 1961 году в ОКБ Бериева была предпринята попытка создать свой собственный высотный разведчик на базе технологий сбитого U-2. Экспериментальная машина получила индекс С-13, однако уже в 1962 году проект по какой-то причине свернули. Примерно тогда же актуализировалась проблема американских высотных аэростатов-разведчиков, которые были фактически неуязвимы для «традиционных» средств ПВО.
Сразу после ухода Эйзенхауэра отношения СССР и США скатятся в Карибский кризис. |Фото: fishki.net.
В конце 1960-х годов специалисты из ОКБ Мясищева придумали «лекарство» от аэростатов-разведчиков. Было предложено разработать высотный легковооруженный самолет, способный подниматься на уровень стратосферы и расстреливать воздушные шары ЦРУ при помощи автоматической пушки калибра 23-мм. Новый проект реализовывался на базе наработок по С-13. К сожалению, по разным причинам создание новой машины постоянно «буксовало», из-за чего первый образец истребителя аэростатов увидел свет только в 1982. Опытная машина получила обозначение М-17 «Стратосфера». По иронии судьбы, к этому моменту проблема аэростатов была исчерпана сама собой… К счастью, «Мясищевцы» не стали ставить крест на перспективном летательном аппарате.
Американский летчик-разведчик Гэри Пауэрс на суде в СССР. |Фото: profile.ru.
Конструкторы решили перепрофилировать высотный перехватчик в высотный разведчик и по совместительству научно-исследовательский самолет. Так на свет появилась М-55 «Геофизика». Всего в СССР было сделано 5 таких самолетов. Первый полет М-55 совершил в 1988 году. Два самолета-разведчика были потеряны в ходе испытаний. Еще два так и остались прототипами. По итогу в эксплуатацию пошла одна единственная машина. Впрочем, как казалось, на тот момент большего числа настолько специфических самолетов Родине уже и не требовалось. Советский высокоплан-монокок с нормальной аэродинамической схемой приводился в движение парой турбореактивнх Д-30-10В. На высоте в 20 км машина могла разгоняться до 743 км/ч. На высоте в 17 км самолет-разведчик мог барражировать на протяжении 6.5 часов и преодолевать расстояние до 5 тысяч км. Практический потолок 55-го оценивался в 21.5 км. На такой высоте машина могла держаться на протяжении примерно 2-2.5 часов.
Опытный образец М-17 Стратосфера. |Фото: ya.ru.
Хотя М-55 вырос из проекта военного самолета, для военных задач разведчик никогда не использовался. В 1990-е и ранние 2000-е годы машина была задействована преимущественно для научно-исследовательской работы в Арктической зоне. С 1996 по 2017 год «Геофизика» выполнила более 250 вылетов преимущественно в научных целях. В 2017 году самолет было решено отправить на консервацию по причине отсутствия коммерческих заказов из стран Европейского Союза. С тех самых пор и до недавнего времени «Геофизика» находилась на длительном хранении. Работы для старой советской машины в России не было. А не так давно стало известно о том, что М-55 все-таки был расконсервирован и оснащен средствами разведки военного образца (УКР-РТ). Фотографию возвращенной в строй «Геофизики» опубликовало сразу несколько российских каналов. Они же сообщили о том, что на М-55 был установлен такой же модуль разведки, как и на самолеты Су-34. Якобы, «Геофизика» занимается их испытанием.
Аэростаты-разведчики разных параметров используются по сей день. |Фото: 360tv.ru.
Одними из первых ситуацию с расконсервированием в России советского самолета-разведчика прокомментировали представители британской разведки. По мнению аналитиков заморских спецслужб, Россия собирается поставить М-55 на вооружение армии и использовать в качестве дополнительного средства воздушной разведки в ходе вооруженного конфликта с Украиной. В данном качестве важным достоинством «Геофизики» по мнению англичан является то, что российскому самолету-разведчику для выполнения поставленных задач даже не нужно будет приближаться к российско-украинской границе. Действовать «Геофизика» сможет из российского тыла. Благодаря существенной высоте полета М-55 оснащенный УКР-РТ сможет заниматься рекогносцировкой и выявлением целей на очень большом расстоянии.
М-55 Геофизика. ¦Фото: ya.ru.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте историю про тот самый Ю-2 или как Советский Союз сбил якобы недосягаемый самолет-разведчик США.