Достаточно проблематично будет отыскать в мире первое лицо государства, которое не использовало бы для своих нужд автомобиль с повышенным уровень защиты. В Советском Союзе у Иосифа Сталина был свой собственный бронированный ЗИС-115. На что же был способен автомобиль для первых советских лиц в плане защиты? Самое время разобраться в данном вопросе.
Машина для Вождя. /Фото: yandex.ru.
Первоначально молодая советская власть была вынуждена закупать автомобили для первых лиц государства за рубежом. Также активно использовались машины, конфискованные и национализированные во время революции. Однако время шло и становилось все более очевидно, что Советский Союз должен обзавестись своим собственным парком автомобилей с повышенным уровнем защиты. Разработкой «автомобиля для Вождя» на ЗиС занялись еще до начала Второй мировой войны. Заказ на выпуск первого ЗИС-115 пришел на предприятие в 1943 году.
Для первых лиц государства. /Фото: yandex.ru.
Главное в ЗИС-115 был конечно же предлагаемый уровень защиты, который складывался из двух составляющих: ходовые качества и бронирование. Что касается динамики, то автомобиль был достаточно быстрым. В движение машина приводилась 8-цилиндровым бензиновым карбюраторным агрегатом объемом 6 литров и отдачей 140 л.с. Крутящий момент достигал показателя в 392 Нм. Максимальная скорость могла подниматься до 140 км/ч на шоссе, что делало ЗИС-115 одним из самых быстрых автомобилей своего времени.
Бронированная модификация 110-го. /Фото: yandex.by.
Что же касается бронирования, то оно выпускалось отдельно и формировало под кузовом автомобиля что-то вроде бронекорпусы. Защита распространялась на всех, кто был внутри автомобиля. Составлялась капсула из бронелистов и пуленепробиваемого стекла. Все элементы выпускались под кодовым названием «Изделие-100». На случай саботажа, на каждую деталь брони наносился номер цеха и данные мастера, которые ее изготавливали. Стекла для ЗИС-115 склеивались из нескольких сортов стекла с использованием специального клея. Внутри также оставлялась пустая полость, которая была нужна для защиты от образования конденсата. Общая толщина элемента составляла 75 мм.
Главный автомобиль страны. /Фото: yandex.com.
В итоге автомобиль был способен выдержать огонь из любого тогдашнего огнестрельного оружия начиная от пистолетов и автоматов, заканчивая винтовками и пулеметами. Кроме того, бронированное днище ЗИС-115 без особых проблем выдерживало одновременный подрыв нескольких ручных гранат сопоставимых по мощности с отечественной РГД-33.
В продолжение темы можно почитать о том, как в блокадном Ленинграде техник-самородок создал первый водородный двигатель для автомобиля.