Велосипед - устройство универсальное. Его можно использовать для того, чтобы доехать почти в любую точку и на довольно большое расстояние. Это может помочь даже во время ведения боевых действий. Но каким образом?
Велосипедные войска имели хорошую репутацию среди солдат. Такой род войск появился впервые не в Европе, и не в Китае. Они появились в Южной Африке. Разработчиком данного проекта стал предок довольно известной Шарлиз Терон. Изобретатель велосипедных войск являлся старшим братом ее прадедушки. Его имя Даниэль Йохансон Стефанус Терон. Родом он был из Трансваля и занимался адвокатской деятельностью. Основная работа не мешала Даниэлю осваивать другие области жизни. Адвокат имел большой кругозор, это позволяло ему быть экспертом даже в такой необычной сфере как велосипедные войска.
Велосипеды в англо-бурскую войну / Фото: armedman.ru
Йохансон обладал довольно креативным мышлением. Это позволило ему не остаться в стороне от англо-бурского конфликта, который начался в 1899 году. Даниэль подошел оригинально к защите буров, сначала его идея показалась слишком безумной, но в итоге она позволила бурам справиться с защитой своей Родины.
В Южной Африке, в то время главным по значимости был человек, а после него шла лошадь. Но учитывая сложный и жаркий климат этой территории, лошадь часто не могла справиться с большими расстояниями. Лошади буров были довольно выносливыми, но даже это качество не перекрывало тот момент, что им требовалось много еды и воды. Климат в Трансвале был засушливым и сильно воздействовал на ездовых животных. Страдали и всадники, которым приходилось часто делать привал из-за усталости лошадей.
Так выглядели лошади и повозка во времена англо-бурского конфликта / Фото: triptonkosti.ru
В такой ситуации профессиональный адвокат Даниэль Терон решается предложить местным властям идею создания велосипедных войск. Данная инициатива не была нова, на службе в разных армиях уже были велосипедисты. Но как отмечалось, велосипедные войска не приносили никакого преимущества перед противником, поэтому были в основном не слишком эффективны.
Все это было по причине того, что солдаты в разных армиях использовали так называемые «пенни-фартинги». Это такой вид велосипеда, который больше напоминает цирковой. Впереди данной конструкции было огромное колесо, а сзади маленькое. При езде по полю боя солдат на таком велосипеде являлся хорошей мишенью для противника и не мог принести каких-либо преимуществ.
«Пенни-фартинг» использовали в велосипедных войсках / Фото: attackarms.com
Адвокат Даниэль предлагает немного другую идею. Он говорит о том, что сейчас в войсках стоит использовать более современные велосипеды, которые имеют равную посадку. Местные бурские власти положительно отреагировали на это и постепенно стали вводить такие велосипеды в обиход. Солдатам тоже идея пришлась по душе, ведь теперь они могли не делать частые привалы и просто оставлять «железного коня» у себя дома, не тратя никаких ресурсов.
Были среди буров и противники данной инициативы. Поэтому адвокат решил показать превосходство велосипеда над лошадью. Для этого он организовал гонку велосипедиста и всадника. Им предстояло пройти дистанцию длиной в 75 километров. В итоге победителем оказался велосипедист.
Велосипеды Первой Мировой войны / Фото: en.wikipedia.org
После успеха такого соревнования Терону разрешили организовать небольшой корпус велосипедных войск. Он состоял из 108 человек. В их задачи входила активная разведка и передача полезной информации среди различных подразделений. Ведь в то время радио еще только зарождалось и в армии переносчиками информации были курьеры. Велосипедист был особенно полезен, ведь он мог быстро и бесшумно перемещаться на большие расстояния.
Когда предок знаменитой Шарлиз Терон доказал, что такие войска могут быть эффективны, то решился и на еще один шаг. Адвокат создает разведывательный корпус. В его задачи входило ведение активной партизанской войны в тыловых частях противника. Данный корпус состоял из 80-ти отборных велосипедистов и бойцов.
Солдаты на «железных конях» эффективно выполняли задачи в тылу врага и могли быстро скрыться в огромной саванне. Разведывательный корпус наносил неожиданные диверсии. Велосипедисты активно нарушали работу поездов врага, которые доставляли провизию и ресурсы.
Даниэль Терон и его велосипедные войска
Постепенно многие буры тоже стали отказываться от лошадей и переходить на велосипед. Такая «педальная кавалерия» не могла обеспечить победу бурам, но велосипедисты сумели доставить противнику много больших проблем. После окончания конфликта у буров остались их любимые лошади, на которых можно было пахать землю. Велосипед же теперь можно было отставить в сторону.
В течении боевых действий англичанам так сильно досаждали такие «велосипедные» корпуса, что они назначили большую сумму за голову Терона. Увидев их эффективность, англичане и сами задумались о создании такого рода войск.
Британцы решили пойти дальше и заимствованную идею немного модернизировали. Они создали специализированные велосипеды-дрезины, которые могли передвигаться по железнодорожным путям. Такой агрегат мог набирать хорошую скорость. Превратить его обратно в велосипед занимало около пары минут. Часто использовали и полноценные дрезины, которые управлялись с помощью педалей. Такая дрезина могла перевозить небольшой груз и несколько человек.
Британская велодрезина, которая могла набирать высокую скорость / Фото: fishki.net
После окончания англо-бурского конфликта в армиях Европы задались идеей создать велосипедные войска. В последствии появляются велосипеды, которые на себе могли передвигать пулемет Максим или полноценные велотачанки.
Самым передовым агрегатом того времени был квадроцикл Симмса. Он состоял из четырёх колес и полноценной пулеметной системы. Стрелок был защищен небольшим стальным щитом. Данная модель выглядела немного странно и была малоэффективна на поле боя. Основным минусом было то, что такой квадроцикл являлся малопроходимым на местности.
Велосипед с установленным на него пулеметом / Фото: shusharmor.livejournal.com
В течении времени появляются и современные складные велосипеды, которые используются даже и по сей день. Они активно распространялись во времена Первой Мировой войны.
Англичане активно развивали идею велосипедных войск, но позднее пальму первенства забрали французы. В 1914 году около 100 тысяч солдат Франции имели при себе «железного коня». У англичан на тот момент было только 14 тысяч военнослужащих на велосипедах.
«Самокатчики» в Российской Империи / Фото: developyourself.ru
В России велосипедные войска развивались на рубеже XIX-XX века. После революции стали активно появляться «самокатчики». Данный термин не означал человека на самокате, а обозначал велосипедиста. Велосипедные войска в России хорошо себя показали в боях с белогвардейцами. Большинство отважных воинов были похоронены у Кремлевской стены. Впоследствии Новоблагословенную улицу в Москве переименовали в Самокатную.
На Novate.ru также есть интересный материал про чудаковатый тепловоз для российской армии.