Какая судьба постигла пассажирский Ту-154М, оставшийся без электричества на высоте 11 км
Автор: antton, 24.03.2025 10:41
В 2010 году из города с ироничным названием Удачный отправился рейс Ту-154 с восемью десятками душ на борту. Самолету предстояло совершить перелёт до Москвы. Однако, через несколько часов полёта начались проблемы. В какой-то момент борт просто остался без электричества, в мгновенье превратившись в кусок мрачного металла на высоте почти в 11 километров.
1. Чудо у Ижмы

Самолёт отличный. /Фото: YouTube.
7 сентября 2010 года в 3 часа 27 минут по столичному времени из Удачного в Москву отправился рейс ЯМ516. На борту Ту-154М, помимо 9 членов экипажа, находилось 72 пассажира. Без 3 минут 7 часов утра, когда самолёт пролетал над Усинском, произошло страшное: все приборы борта неожиданно погасли. На высоте 10.6 км в самолете остановилась подача электроэнергии. Связи и навигации не было. Топливные насосы также прекратили работу. По оценке экипажа, горючего, поступавшего в двигатели самотёком, оставалось лишь на полчаса. Попытка запустить резервный генератор плодов не принесла. Счёт пошел на минуты. Трагедия была неизбежна.

Нужно было экстренно садиться. И сели. /Фото: life.ru.
Снизившись до 3 км, экипаж принялся искать место для аварийной посадки. К счастью для всех находившихся на борту, самолёт пролетал над рекой Ижмой с относительно спокойными ровными берегами. Машину нужно было сажать, но вот незадача: вокруг реки растет густой лес. Сажать в машину в таких условиях откровенно опасно. Любое повреждение крыльев могло закончиться пожаром. И здесь находившимся на борту вновь повезло. В районе Ту-154М нашлась взлетно-посадочная полоса заброшенного аэродрома. Правда, её длина едва превышала 1.3 км, что было откровенно недостаточно для пассажирского борта, которому требовалась полоса не менее 2.5 км. Но выбора у экипажа не было – топливо стремительно кончалось. Сделав несколько кругов для снижения скорости, экипаж повел борт на спасительную полосу.

Все кончилось благополучно. /Фото: onliner.by.
Наконец Ту-154М коснулся земли на скорости в 380 км/ч. Машина мигом проскочила километровую ВПП и выкатилась за её пределы на 164 метра. В 7 часов 55 минут все закончилось. Самолёт застыл. Все находившиеся на борту, включая беременную женщину, были живы и здоровы.
И стоит отметить, что столь благополучная аварийная посадка была бы невозможна без вклада Сергея Сотникова – начальника аэродрома, который на протяжении последних 12 лет исправно следил за состоянием вверенного объекта, регулярно спиливая деревья вокруг полосы. К слову, именно Сергей Сотников и прибыл первым на аэродром, организовав уход за чудом уцелевшими: обеспечил доставку горячей еды, что было как нельзя кстати, учитывая уличную температуру в 2 градуса по Цельсию. А вскоре к месту посадки прибыли спасатели и врачи. Еще спустя некоторое время прилетели вертолёты, которые стали забирать граждан в Ухту.
2. Судьба Ту-154 после инцидента

Всех спасли. /Фото: lenta.ru.
Для экипажа и пассажиров история с аварийной посадкой Ту-154 закончилась благополучно. Сергей Сотников был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Пилоты с рейса ЯМ516, посадившие машину в сложнейших условиях и не допустившие гибели людей, были удостоены званий Героя России. А основательно поврежденный самолёт так и остался лежать на аэродроме под Ижмой. Правда, не навсегда. Вскоре на аэродром прибыли техники. Специалисты оценили состояние Ту-154М и отбуксировали его в начало ВПП. Было решено перегнать машину в Ухту. Управлять аварийной машиной вызвались российские лётчики-испытатели. Для пущей безопасности самолёт максимально разгрузили, чтобы он имел хоть какие-то шансы подняться с короткой полосы. Заправили борт лишь необходимым минимум топлива.

Самолёт превратили в музейный экспонат. /Фото: Карты.
Наконец самолёт поднялся в небо и уже вскоре добрался до аэропорта в Ухте. Там машину еще раз обследовали и дозаправили, после чего отправили в Самару на завод «Авиакор». Там специалисты начали реконструкцию поврежденной машины. После почти года напряженной работы самолёт в июне 2011 передали прежнему владельцу – компании «Алроса». После этого машина еще 7 лет успешно выполняла коммерческие рейсы. В честь сентябрьских событий 2010 года в компании решили переименовать счастливый борт в честь места удачной экстренной посадки – «Ижма». В 2018 году у самолёта истёк сертификат годности, после чего счастливую машину после торжественной церемонии в новосибирском Толмачёво в экспонат местного музея.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, почему летает только Путин: почему Ил-96 не используют для коммерческих авиаперелётов.
Постоянный URL записи: https://novate.ru/blogs/240325/72752/
Смотрите ещё
Смотрите ещё
Журнал
Рекомендуем
Последние статьи
-
0 Самые лиственные растения, которые станут отличным дополнением на любой клумбе 31.03.2025, 23:59 -
0 Из волшебной кареты в тыкву: чем советские «Жигули» отличались от российских 31.03.2025, 23:47 -
0 «Лаптёжник»: за что советские водители любили и ненавидели этот грузовик 31.03.2025, 23:13 -
0 На юге Италии заложен первый камень Музея Средиземноморья, спроектированного Захой Хадид 31.03.2025, 21:13 -
0 9 памятников истории древности, которые продолжают хранить свои секреты 31.03.2025, 19:55 -
0 Как правильно утилизировать старые покрышки и можно ли использовать их на даче 31.03.2025, 18:12 -
0 5 странных ситуаций, с которыми сталкиваются работодатели, нанимая зумеров 31.03.2025, 15:28 -
0 Эксперименты советских инженеров – малоизвестные прототипы стрелкового оружия 31.03.2025, 13:11 -
0 Как приготовить универсальный отбеливатель для одежды всего из 2 ингредиентов 31.03.2025, 11:00 -
0 Самые необычные сады в мире, от созерцания которых дух захватывает 31.03.2025, 08:12