Как известно, идеальных машин не бывает. Абсолютная любая конструкция будет иметь не только плюсы, но и минусы. Настоящий вопрос заключается в том, способны ли первые перевесить вторые. Более того, зачастую бывает так, что недостатки конструкции – это абсолютно логичное продолжение ее достоинств. И нули ли удивляться тому, что в случае с БелАЗа-75710 дела обстоят именно таким образом? Уникальная машина белорусского предприятия имеет ряд серьезных (но не очень) недостатков, прямо проистекающих из ее сильных сторон. О них, собственно, и поговорим.
Отличная машина. /Фото: toyota-faq.ru.
На дворе был 2008 году, когда в мире грянул очередной глобальный экономический кризис. Ситуация в экономике была сложной. Среди прочего в момент времени значительно сократилась рентабельность добычи полезных ископаемых. Горнодобывающий бизнес оказался в глубокой… «шахте» тотальной оптимизации. В этих условиях у конструкторов Белорусского автомобильного завода появилась идея, которая должна была помочь горнодобывающим компаниям заметно сэкономить на перевозках извлекаемой из недр Земли породы. Как и все гениальное, идея была предельно проста: помочь бизнесу сэкономить на обслуживании карьерных самосвалов путем сокращения парка используемых машин, но при этом не допустить серьезной просадки перевозимого за сутки тоннажа.
Автомобиль отличные. /Фото: rbstroy.by.
Как добиться такого результата? Очень «просто»: создать карьерный самосвал, который в одиночку сможет заменить сразу несколько машин. Так средняя грузоподъемность наиболее популярных на рынке карьерных самосвалов составляет от 200 до 350 тонн. Белорусы же решили создать машину способную перевозить 450 тонн. На первый взгляд разница между 350-360 и 450 тоннами не так уж и велика. Однако, когда речь идет об эксплуатации десятков машин – выгода от перехода на более вместительные самосвалы становится куда более очевидна. Так в 2013 году на свет появилась модель БелАЗ-75710, которая на сегодняшний день остается не только самым большим, но и самым грузоподъемным самосвалом в истории. В 2014 году БелАЗ-75710 попал в книгу рекордов Гиннеса перевезя груз массой 503.5 тонны. Эта машина получилась настолько большой, что собирать ее приходится прямо на месте будущей эксплуатации. Для этого карьерный самосвал привозят на место сборки по частям, после чего собирают подобно конструктору.
Используются по сей день. /Фото: kga24.ru.
Само собой у такой специфической и узкоспециализированной машины не могло не быть недостатков, прямо проистекающих из ее достоинств. Как уже было отмечено, перегонять БелАЗ-75710 с места на место в собранном виде не представляется возможным. Транспортировка самосвала даже на относительно большие расстояния возможно только путем разборки-сборки. Стоит такая махина тоже немало. Нижняя планка цены на БелАЗ-75710 начинается от 12 млн долларов. Справедливости ради, инвестиции такого рода достаточно быстро отбиваются даже при учете дополнительных расходов вроде затрат на транспортировку, обслуживание и таможенные пошлины. Еще один относительный недостаток – небольшая скорость БелАЗ-75710. Разгоняется машина всего до 64 км/ч в порожнем состоянии. Расходы на топливо тоже впечатляют. На 100 км пути самосвал «сжирает» около 1 300 литров дизеля. При этом объем баков составляет 5.6 тысяч литров. Одна заправка такого красавца обходится примерно в 200-250 тысяч рублей.
Машина - рекордсмен. /Фото: eurasia.expert.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте ЗИЛ-133: за что советские водители одновременно ненавидели любили эту машину.