Чего в морском деле больше, чем странных и непонятных слов для «сухопутного»? Только странных и непонятных действий и ритуалов! Как насчет «обычая» выбрасывания лошадей за борт парусного судна? Вот казалось бы, зачем вообще может понадобиться такое делать, лошадь-то денег стоит, причем немалых. В морском деле на удивление много вещей и понятий связано именно с парнокопытными животными.
Конские широты между 30 и 35 градусами. |Фото: wiki2.org.
В Мировом океане между 30 и 35 градусах северной широты и южной широты находятся области, где господствуют субтропические океанические антициклоны, из-за чего ветра в них чрезвычайно слабые. Всего таких областей две. Для моряков парусного флота такие области были настоящим проклятием, так как здесь часто царили штили. В новое время злосчастные участки прозвали «Horse latitudes» или «Конские широты». О том, почему широты именно «конские», существует три версии…
1. Версия первая: матросская
Есть версия, что придумано название матросами. |Фото: kakprosto.ru.
Первая и весьма убедительная версия о том, что название Конские широты закрепилось в речи сначала матросов, а потом и офицеров благодаря английской идиоме «Flogging a Dead Horse». Перевести устойчивое выражение можно как «Порка дохлой лошади». С его помощью англичане кратко описывают какое-то бесполезное, безрезультативное дело, которое при этом вынуждает тратить немалые силы. Ближайшая русская аналогия – это выражение «Напрасный труд». Так вот подразумевается, что широты стали конскими, так как из-за них в значительной степени растягивалась продолжительность плавания. При этом авансы и зарплаты матросов в эпоху парусного флота никак не учитывали риск задержки из-за Конских широт. В итоге выходило, что за большее время матросы получали меньше денег, чем могли бы.
2. Версия вторая: «живодерская»
Другая версия говорит о выбрасывании лошадей за борт. |Фото: badfon.ru.
Самая популярная версия о том, почему Конские широты получили свое название. Сводится она к тому, что в эпоху колонизации Нового света каравеллы время от времени попадали в те самые регионы господствующих штилей и слабых ветров. По этому причине плавание затягивалось, запасы истощались, в первую очередь начинало не хватать питьевой воды. В итоге транспортные и торговые суда, перевозившие в Америку лошадей, были вынуждены или забивать животных на мясо, или просто выбрасывать коников за борт. Отсюда якобы и взялось название тех самых злосчастных для парусного флота широт…
3. Версия третья: профессиональная
Есть версия, что название придумали офицеры. ¦Фото: wonderfulsail.com.
Существует и другая версия, чисто «профессиональная». Якобы термин Конские широты в действительности был специально придуман не то британскими, не то шведскими флотскими офицерами и теоретиками морского дела. Некоторые даже приписывают авторство понятия шведскому адмиралу Эдварду Дидрику Таубе. Так или иначе, термин был придуман из описания логики движения парусного судна в зоне штилей. В условиях отсутствия ветра экипажу судна оставалось лишь одно – «цепляться» за сильное течение. Таким образом получалось, что судно как бы бездействует, подобно всаднику и лошади, которая выполняет за человека всю основную работу по передвижению в пространстве.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, какие блюда были у моряков парусного флота XVIII века во время длительного плавания.