Ракетное вооружение появилось не в XX столетии. Однако, именно в прошлом веке оно получило наибольшее развитие. Меньше, чем за 100 лет ракетостроение «пролетело» путь от простейших паровых и пороховых механизмов до межконтинентальных баллистических ракет на современном ракетном топливе. Сразу же ракеты стали одним из наиболее разрушительных видов вооружения. Для транспортировки самых крупных из них нужны специальные тягачи-ракетовозы.
Тягачей было много. |Фото: alternathistory.com.
В Советском Союзе было много ракетовозов. Далеко не все они использовались исключительно в армии. Некоторые модели многоколесных тягачей применялись и в народном хозяйстве. Тягачи МАЗ-543П, МАЗ-7310, МАЗ-7310, МАЗ-7313 и многие другие считались многоцелевыми. На их платформе делали не только средства перевозки баллистических ракет, но также строительные краны, аэродромные машины, грузовики и многое другое. При этом почти у всех подобных тягачей кабины делались из стеклопластика. Возникает вопрос: почему? Ведь у обычных грузовиков вроде КамАЗ, Урал, КрАЗ и еще многих других кабины были стальными. Во всяком случае, если говорить о машины послевоенных.
Кабины не были стальными. |Фото: kolesa.ru.
Часто на просторах интернета можно встретить мнение о том, что стеклопластик был выбран по причине устойчивости к коррозии. Так же существует мнение о том, что из стеклопластика кабины для ракетных тягачей делались по причине его легкости. Что касается коррозии, то стеклопластик действительно «не гниет». Однако, при этом у него есть свои собственные «болячки»: материал трескается, выцветает, поддается эрозии.
Версия о том, что кабины стали делать из стеклопластика по причине меньшего веса, звучит более убедительно. Правда, здесь важно понимать, что кабина какого-нибудь МАЗ-7310 очень большая. Поэтому даже из стеклопластика она будет весить около тонны. С другой стороны, металлическая кабина тех же параметров весила бы еще больше.
Клеили кабины из стеклопластика. |Фото: volmaz.ru.
Однако, главная причина использования стеклопластика в кабинах ракетных тягачей носила чисто производственный характер. В Советском Союзе во второй половине XX века активно пытались осваивать композитные материалы. Тренд этот был не чисто советским, а всемирным. Стеклопластик виделся одним из наиболее перспективных материалов. На всех крупных машиностроительных заводах СССР пытались делать кабины из этого вещества. В первую очередь для обычных грузовиков. Однако, в итоге прижился данный материал только при производстве кабин для тягачей.
Делать такие было дешевле. ¦Фото: livejournal.com.
Потому что ракетовозов было всегда немного в масштабах страны. Делать для них отдельные пресс-формы для создания металлических кабин сочли не рациональным, так как можно было клеить кабины из стеклопластиковых деталей, которые вне зависимости от формы и типа кабины производили фактически на одном и том же оборудовании.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про «Гордость Грузии, слезы России»: почему так говорили про грузовик КАЗ-606 «Колхида».