Это сегодня Mercedes-Benz G-класс – полноразмерный внедорожник класса люкс, который в глазах большинства людей стоит каких-то абсолютно безумных денег. Однако, так было не всегда. На заре своей истории «Гелендваген» был совсем не таким. Скажи кто-нибудь в 1979 году, что G-класс будут покупать звезды, политики и бизнесмены в качестве личного автомобиля, то она наверняка услышал бы в свой адрес истеричный смех. При этом в наше время уже не каждый помнит о том, что таким, какой он есть сегодня, «Гелик» сделала отнюдь не компания Mercedes… А два «безработных» друга с одной отверткой на четыре руки.
1. С чего начинается «Гелик»…
Первый Гелик был машиной очень простой. |Фото: carpixel.net.
Существует популярная легенда о том, что Mercedes-Benz G-класс создавался в первую очередь для армии. На самом деле это не так. Ну, или не совсем так… Разработка «Гелика» первого поколения - W460 началась в 1972 году. Первоначально над машиной даже не работали специалисты из немецкой «Mercedes-Benz». Долгое время проектом занимались главным образом инженеры из австрийской компании «Steyr-Puch». Немецкие коллеги на начальном этапе принимали едва ли не номинальное участие, даже несмотря на то, что Mercedes и Steyr специально для разработки нового автомобиля создали совместное предприятие. В 1973 году был представлен деревянный макет будущего W460, а дальше работы растянулись вплоть до 1979.
Хорошая была машина, но бюджетная. |Фото: wallpapercave.com.
«Гелик» первого поколения очень слабо напоминал то, что привыкли видеть в этой машине наши современники. Из общего между двумя G-класс разве что высокая проходимость да характерный узнаваемый силуэт кузова. В остальном W460 был машиной не только не роскошной, но и излишне простой. А все потому, что задумывался «Внедорожник» (именно так переводится немецкое слово «Gelandewagen») как универсальная машина для передвижения по сложной местности. Австрийцы и немцы предполагали, что в будущем G-класс станет платформой для машин почты, полиции, скорой помощи, чрезвычайных служб. Машину видели в качестве сельского транспорта. Если повезет – в качестве армейского. И быть может в качестве средства передвижения туристов.
Отделка была очень скромной. |Фото: carakoom.com.
Никакого богатого оснащения, никакой роскошной отделки и никаких супер-пупер мощных двигателей. Автомобиль 1979 года был машиной простой, чтобы не сказать тривиальной даже по меркам конца 1970-х. Минимум удобства и максимум утилитарности. Динамика хода – это не про первый «Гелик». Просто представьте: стоковая модель 1979 года оснащалась или 2.3-литровым 90-сильным М115 с разгоном до заветной «сотни» за 17-18 секунд, или 2.4-литровым 72-сильным дизелем, который показывал еще более скромный результат… Верхняя планка скорости для G-класс той поры – 128 км/ч на шоссе!
При этом как уже было отмечено: простота царила не только под капотом, но и в салоне. Из «роскоши»: стрелочные часы на передней панели и магнитола. На этом, собственно, и все… Обивка – тканевая. Водительское кресло стоит на ящике инструментов. Руль – пластиковый. Многие уже наверняка хотят спросить: так может быть W460 можно было дополнительно «нафаршировать» под заказ, как и современно машину? Увы, и ах – нет. В общем, «усилиями» Mercedes-Benz новому автомобилю было на роду написано до конца истории разве что коров на австрийских фермах будоражить, если бы не случай…
2. Как к «Гелику» пришла слава
Гелик от AMG 1987 года. |Фото: drive2.ru.
В начале 1960-х годов в конструкторском отделе Daimler-Benz работало два молодых инженера Ханс-Вернер Ауфрехт и его друг Эрхард Мельхер. Трудились они аккурат над новым спортивным двигателем 300 SE. Однако, в 1967 году Daimler-Benz решил закрыть направление гоночных автомобилей. Начались сокращения штата. Ауфрехт и Мельхер фактически остались под забором и тогда два молодых и горячих сказали что-то в духе: «Ах, так! Тогда мы сделаем свою компанию с Блек-Джеком и… чертежными досками». Сказали и сделали. В тот же год на свет появилось на тот момент еще независимое тюнинг-ателье AMG (в последствии его купит Mercedes-Benz). Шли годы, ребята трудились над небольшими заказами, пока не обратили внимание на машину всех немецких лесников и фермеров - G-класс. На дворе был 1987 год, а потому ребята из AMG решили сделать «что-то особенное» в честь юбилея. И как уже можно было догадаться, особенным как раз и стал нафаршированный всем, чем только можно, W460. Но главное, что было сделано парнями – это замена родного двигателя на куда более мощный.
Машину стали улучшать. |Фото: photos.ru.
Посмотрев на пестрый продукт тюнинга, большинство автомобилистов покрутило в адрес AMG пальцем у виска. Однако, машину заметили те, кому следовало заметить. В первую очередь «озарение» снизошло на парней из самого Mercedes-Benz. До ребят дошло, что если заколотить в «колхозный» внедорожник нормальный двигатель, оформить салон побогаче и добавить всяких ништяков, то машина может прийтись по вкусу даже состоятельным парням…
Не то, чтобы эта идея совсем никак не посещала головы ребят из Mercedes. Так, с 1981 года в G-класс уже начали появляться первые платные опции: коробк-«автомат», кондиционер, хорошая отделка салона, разнообразное дополнительное оснащение, 22 варианта окраски и еще много другое. Однако, мысль о глубокой переработке машины родилась только в конце 1980-х с подачи энтузиастов из AMG.
Пришла слава. ¦Фото: drive2.ru.
Уже в начале 1990-х годов появилась новая модель G-класса, которая качестве выросла над своим «деревенским» предшественником. Машину принялись усиленно рекламировать. Одними из первых немецкий автомобиль купили такие звезды, как Эрик Клэптон, Арнольд Шварценеггер и Брэд Питт. Машину заметили бизнесмены и политики. Всего за несколько лет от репутации простецкого сельского внедорожника ничего не осталось. Теперь машина позиционировалась исключительно как люксовая модель.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, какой была первая переднеприводная машина АвтоВАЗ и почему не пошла в серию.