Красная подсветка сегодня неизменна почти для всех подлодок / Фото: www.fanpop.com
Когда речь заходит о выходе в море или океан внутри герметичного судна, то каждый нюанс имеет своё первостепенное значение. У всех, кто оказался на борту подлодки впервые, может сразу же возникнуть множество закономерных вопросов, часть из которых он держит при себе, чтобы усваивать информацию постепенно. Перископ и его организация представляют огромную почву для наблюдений и изучений с практической стороны. В ночное непроглядное время он подсвечивается ярко-красным огнём, который, кажется, сигнализирует о возможной опасности.
Экипаж атомной подлодки всегда поддерживает бдительность. На долгое время выхода в море всё сильно меняется. Узкие пространства, гораздо меньше воздуха и свободы движений. Предметов очень много, и каждый ответственен за какую-то значимую часть плавания.
Время течёт иначе. День уже не отличить от ночи, когда вы бороздите тёмные пучины. Возникает вопрос: как же тогда внутри поддерживается порядок и военным удаётся быстро переключиться на другую цикличность процессов? На самом деле, о световом дне, царящем на поверхности воды, в подлодке оповещает яркий белый свет, который подсвечивает все объекты. Без электричества и, в частности, без света плавание стало бы в десятки раз труднее.
Все приборы, включая индикаторы, ночью предстают в новом свете / Фото: bimmertips.com
Бледный яркий фонарь озаряет светом подавляющее число подлодок. Всё многообразие солнечных лучей ему, безусловно, не удаётся передать, - но справляется он с этим настолько, насколько это возможно. Белый свет позволяет быстро и внимательно рассмотреть все предметы, не упустив ни одной детали. И это не говоря уже о его функции напоминать о течении земного дня.
Ночью же единый механизм подлодки преображается. Всё обретало бы зловещие черты, если бы свет был немного более тусклым, ведь загорается цвет красного оттенка. Этот цвет издавна ассоциировался с опасностью, скрытой угрозой или внезапной тревогой. Об этом свидетельствуют природный окрас некоторых земноводных и рептилий, лампы накаливания и сирены экстренных служб. Быть может, весь механизм подлодки ночью переходит в режим повышенной боеготовности?
Красный свет заполняет пространство лодки, а особенно ярко горит в капитанской рубке / Фото: motoviajeros.e
На деле, всё несколько проще. Отсек управления подсвечивается красным светом далеко не всё время продолжения ночи на поверхности, а лишь окаймляет периоды дневного режима, пусть и в длительной перспективе. Длинноволновое видимое излучение, которым обладает красный свет, требует наименьшей чувствительности от непрерывно работающих глаз смотрового. Использование такого рода подсветки позволяет мягко адаптировать зрение для ночного видения, которое никак не может оптимизироваться внезапно, по команде. Сетчатка человеческого глаза так устроена, что для ночного обзора необходим медленный и плавный переход от яркого света к практически полному его отсутствию.
Резкие световые контрасты и безапелляционные переходы могут заставить глаза быстро устать или вовсе навредить механизму зрения, провоцируя вспышки в диапазоне периферического видения. А у экипажа подлодки на счету каждая секунда. Буквально каждую минуту экипаж общими силами держит машину на плаву и всё находится под их пристальным контролем. Поэтому допускать лишнюю нагрузку на зрение - то, что под водой всегда и без того подвергается сосредоточению усилий, является не самой выгодной стратегией. Для этого и используется длинноволновой красный свет.
Перископ на поверхности воды днём / Фото: www.saoc-central.ca
Однако, на этом его функции не заканчиваются. Неслучайно ранее мы упомянули перископ, который также располагается в центральной рубке, подсвеченной красным. Снаружи огонёк наблюдательного устройства также мерцает красным. Вообще трубка перископа должна ночью подсвечиваться этим светом, иначе от неё не будет никакого толку: капитанский глаз попросту не сможет разглядеть ни зги. Уже по прошествии чуть более часа в подсветке нет нужды: удивительно, но взор полностью адаптируется к мрачной атмосфере, царящей за бортом судна.
К слову, конструкторы и техники подлодок не сразу пришли к такой технологии освещения. Это было своего рода учение на собственных ошибках. Когда-то перископы, выглядывающие на поверхность моря, искрились ярким белым сиянием, которое можно было распознать даже издалека. Если им повезло, и они не выдавали этим свечением свои тактические координаты движения, им удавалось скрыться, - но такое проворачивали далеко не все составы атомных подлодок. Во время продолжительных и рискованных вылазок на вражескую территорию противники без труда распознавали подлодки и настигали их врасплох.
Подлодка на поверхности / Фото: barbados.org
Уловка оказалась весьма продуктивной, и не просто снижала общую нагрузку и сглаживала ощущение однообразия, которое во время длительных операций достигало порой своего критического пика, но и помогала избежать непредвиденных столкновений и помогала быстро адаптироваться к темноте. Концентрация дневного света на подлодке столь высока, что перед наступлением полноценной ночи, субмарине просто необходимы кровавые сумерки, чтобы всё происходило ровно так, как и на поверхности. И все чувствовали, сверх неизменных задач и повседневных обязанностей, сверх постоянно живущего своей жизнью моря подспудную связующую нить с реальным временем.
Матросы не могут 24 часа в сутки быть полностью напряжены, им необходим смягчающий фактор и условия для работы. Мобилизовать собственные навыки на постоянное основе вообще крайне опасно, потому что к этому не готов ни один даже самый подготовленный человеческий организм.
Белый дневной свет подводной лодки свидетельствует о дне на поверхности / Фото: fototelegraf.ru
Красный оттенок же не выдаёт свечения так явно, подавляясь в интенсивном напоре морских волн. При этом у самого основания перископа свет с тех пор можно регулировать, сводя к минимальным настройкам. Практически все виды подлодок сегодня оснащены технологией ночного видения, неизменно сопровождаемых красным свечением, которое быстро и легко рассеивается на поверхности. В любое время суток перископ при необходимости (во время тёмной непогоды или ночью) подсвечивается красным, чтобы не быть легко распознанным над уровнем моря.
Если вам понравился материал, вас также может заинтересовать:
Как окна субмарины выдерживают давление воды и не трескаются