Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Ми-8: почему старый советский вертолёт остаётся на эксплуатации уже более 60 лет



Многоцелевой вертолёт ОКБ-329 Ми-8 – это не просто машина, а живой символ целой эпохи. Начав свою историю в середине 1960-х годов, «восьмёрка» до сих пор остаётся на вооружении десятков стран. В лучшие времена Ми-8 использовался на 2/3 глобуса, однако и сегодня этой машиной пользуются на пяти континентах по обе стороны Атлантики. В чём же заключается феномен успеха и долголетия этой советской машины?


Сначала был Ми-4.

Сначала был Ми-4.


История Ми-8 началась в 1961 году, когда перспективная машина ОКБ-329 впервые поднялась в небо. Тогда будущая легенда проходила под названием В-8 и позиционировалась как перспективная замена предыдущему поколению советских многоцелевых вертолётов в лице Ми-4. Последний был разработан ещё в начале 1950-х годов. В те времена авиастроение развивалось бурными темпами, а потому к началу 1960-х «четвёрки» уже откровенно устарели. Требовалась машина принципиального нового класса с лучшей производительностью и лётными характеристиками, а также большей грузоподъёмностью. Так, если Ми-4 поднимал в небо не более 1.6 тонн полезной нагрузки, то новый Ми-8 должен был справляться уже с 4 тоннами груза.

Нужен был более совершенный вертолёт.

Нужен был более совершенный вертолёт.


Собственно, именно увеличение грузоподъемности многоцелевого вертолёта при сохранении адекватных лётных характеристик стало залогом высокой востребованности, а вместе с тем и универсальности Ми-8 как в хозяйстве, так и в вооруженных силах. Какие только модификации не создавались на базе «восьмёрке»: от банальных транспортных, пассажирских и многоцелевых машин до узкоспециализированных вроде летающих кранов, лесопожарных вертолётов, летающих буксиров и многочисленных чисто военных моделей. Чего уж там, в своё время на базе Ми-8 даже был создан вертолёт-амфибия – Ми-14. Последний предназначался для использования военно-морским флотом СССР и благодаря специальному оснащению подходил для водно-берегового базирования. При этом в основе свой Ми-14 был всё той же «восьмёркой».

Вертолёт используется по сей день.

Вертолёт используется по сей день.


Важным дополнением к универсальности советской машины стала её относительная простота, надёжность, неприхотливость и высокий эксплуатационный ресурс. Совокупность этих позитивных качеств даже спустя 60 лет делает Ми-8 едва ли не идеальной рабочей лошадкой среди многоцелевых вертолётов. В связи с этим нет ничего удивительного в том, что «восьмёрка» не только выпускается по сей день, но и всячески модернизируется. Более того, в ряде стран Ми-8 или производится по лицензии, или модернизируется с учётом местных производственных возможностей ради продления эксплуатационного ресурса (чаще всего речь идёт о замене двигателей на местные). При этом помимо многочисленных позитивных качеств Ми-8, есть ещё одна причина, что делает этот вертолёт истинным долгожителем на мировом рынке.

Настоящий помощник.

Настоящий помощник.


И причина эта чисто хозяйственная. Дело в том, что авиастроение – это не только одна из самых наукоёмких областей машиностроения, но ещё и одна из самых дорогостоящих. Развитие подобного производства требует создания и развития огромного числа смежных отраслей промышленности. Похвастаться таким богатством на Земле до сих пор могут лишь очень немногие страны. В числе крупнейших и по сути единственных производителей вертолётов на планете остаются такие страны как: США, Япония, Индия, Китай, Индонезия, Бразилия, Аргентина, Европейский Союз (преимущественно задействованы предприятия Германии, Великобритании, Франции и Италии) и конечно же Россия. Если рассматривать ЕС как единый хозяйственный организм (что в целом будет уместно) то полный цикл вертолётного производства есть всего у 9 стран из 195 признанных ООН государств.

Используется по сей день.

Используется по сей день.


При этом Советский Союз в своё время обладал одной из мощнейших авиастроительных отраслей в мире наряду со странами Западной Европы и США. На авиацию в СССР ресурсов не жалели, а потому и вертолёты получались отнюдь не просто «сносные», а по большей части – отличные. Как видим, многие из них летают и производятся по сей день. Чего уж там, нельзя не похвалить ту же «восьмёрку» тем фактом, что в свое время именно на этот вертолёт внимательно взирали и равнялись американские специалисты, проектируя свой многофункциональный Sikorsky UH-60 Black Hawk, стараясь сделать ещё лучше, чем у Советов. Поэтому успех Ми-8 сегодня стоит на двух столпах из удачного сочетания характеристик и отсутствия разумной альтернативы. За прошедшие годы замены этой машине просто не появилось. И не потому, что «нормальные конструкторы перевелись», а потому, что сделать принципиально лучше едва ли получится. В то время как незначительные недостатки можно парировать модернизацией.

А вот интересное видео с нашего канала - 3 лучших российских боевых вертолета, завоевавших симпатии военных всего мира:



В продолжение темы энергетики читайте про путь солнечной энергии: советское наследие и китайские инновации.

Обратите внимание:

0
1716
Версия для печати