Есть среди автомобилей настоящие долгожители, которые продолжают оставаться в строю, хотя с момента их выхода прошло очень много лет. Эти древние и скромные трудяги не сдаются времени, продолжая ездить наперекор современным веяниям автомобильной моды. Как и почему они оказались такими живучими? Возможно, они обладают некоторыми качествами, которые были высоко оценены.
Вот пять представителей этого племени – очень старых моделей автомобилей, остающихся на ходу, несмотря ни на что.
1. УАЗ-450 «Буханка» – 1956
«Буханку» до сих пор успешно используют на российских дорогах/ Фото: elan-motors.ru
Знаменитый автомобиль, созданный в Советском Союзе на Ульяновском автозаводе, стал настолько привычным и узнаваемым, что получил имя «Буханка», под которым его помнят до сих пор. УАЗик стал настоящей легендой – он единственный в мире с вагонной компоновкой и, кроме того, обладает повышенной проходимостью.
До сих пор УАЗ-450 не утратил актуальности и продолжает честно служить людям в различных отраслях народного хозяйства.
Хотя задумывалась модель в первую очередь для военных – по этой причине он отличался неприхотливостью и выносливостью. УАЗик должен был стать надежным транспортом на любом бездорожье, которого было хоть отбавляй на просторах советской страны. Он и был таким надежным товарищем военных, геологов, строителей и прочих специалистов, вынужденных работать там, где еще не построили ровных и гладких дорог.
Для УАЗ-450 было предусмотрено несколько вариантов кузова. Первые испытания машины проходили в пустыне Кара-Кум, в горах Памира, Оймяконе – самом северном населенному пункте Союза. Любые условия и самый сложный климат оказались по плечу полноприводному грузовичку.
Серийная сборка началась в 1958 году. Кроме широкого использования на собственном рынке, машины также отправлялись на экспорт в дружественные СССР страны.
Вторая жизнь «Буханки» началась в 2007 году, когда более двух тысяч машин санитарного назначения были поставлены в медицинские учреждения городов и сел РФ. Продолжается выпуск УАЗ и в настоящее время – УАЗ Хантер, УАЗ Патриот, специальные модификации.
2. Caterham Seven – 1957
Caterham Seven основан на Lotus Seven 3-й серии/ Фото: topgear.com
Автомобиль давно стал знаковым среди британских легких спорткаров. Модель Caterham построена на основе Lotus Seven. Этот легкий спортивный автомобиль производился компанией Lotus Cars, чья основная продукция – машины класса люкс и электромобили. С 1957 по 1972 год компания предлагала свою модель Lotus 7 в виде комплекта заводской сборки – громкое и престижное предложение для покупателей продукции.
Новая жизнь «Семерки» началась с приобретения лицензии на ее дизайн компанией Caterham, и с 1974 года модель стала выходить и в виде комплектов, и как полностью собранный автомобиль. Современный Caterham Seven основан на Lotus Seven 3-й серии, хотя он подвергся доработке до такой степени, что теперь ни одна его деталь не совпадает с оригинальной Lotus.
Об огромной популярности Caterham 7 в Британии говорит тот факт, что более 160 других компаний взялись за выпуск своих вариантов суперлегкого спорткара. Множество версий и обновлений сопутствовало «Седьмому» на его жизненном пути.
Этот автомобиль родился под лозунгом «Упростить, а затем еще добавить легкости», весил всего около 330 кг, а стоимость комплекта составляла всего 536 фунтов стерлингов. Он хорошо работал на трассе, но и на общих дорогах мог спокойно эксплуатироваться как обычный дорогой спорткар.
Сейчас существует несколько модификаций Катерхэм 7, включая ретро-версию Super 7, электрический Seven EV, спецверсию CSR, стандартные версии 170 и 360. Самый доступный вариант Seven 170 оценивается в 29 000 фунтов стерлингов, а цена на 360-й поднимается до 58 000 фунтов стерлингов.
3. ВАЗ-2121 «Нива» – 1977
«Нива» прошла рестайлинг в 2020 году/ Фото: wikipedia.org
Появилась «Нива» в 1970-х, когда правительство в лице самого председателя Совета министров Косыгина решило дать жителям мало обустроенных сельских регионов надежный автомобиль повышенной проходимости, в то же время не уступающий по комфорту городским массовым легковым моделям. Разработку начали в 1971-м, а в серийное производство «Ниву» запустили в 1977 году.
С тех самых пор ВАЗ 2121 так и не сходил с производства, только несколько раз проходил модернизацию – в 1993 году переработали салон и заднюю часть «Нивы», заменив двигатель на более мощный. Рестайлинг в 2020 году изменил салон, добавил новые бампера и новое название «Lada 4x4 FL». В 2021 году «Ниву» стали выпускать под названием LADA Niva Legend.
Живучесть модели, даже несмотря на совсем невысокие баллы по безопасности (ноль баллов из возможных 16), основана на широкой доступности запчастей и ремонта, удобной компоновке для автомобиля повышенной проходимости и хороших внедорожных свойствах, которые так нужны на полях и в лесах большой страны.
Большую роль в популярности машины играет цена – Niva Legend стоит около 829 900 руб., это самый дешевый внедорожникк на авторынке РФ.
4. Nissan Patrol Y60 – 1994
Nissan Patrol Y60 снабжен пружинной подвеской со стабилизатором устойчивости/ Фото: carshow360.net
Свою модель Patrol японская компания Nissan запустила в 1951 году, и она до сих пор продолжает выпускаться. Популярен внедорожник не только у себя на родине, но и практически во всех странах мира. Благодаря конструкции – мощная рама, надежный сильный двигатель, неразрезные мосты, его используют как военный транспорт. В частности, он служит в армиях Азии, Ближнего Востока, Ирландии.
В России Patrol Y60 (четвертое поколение, выпускаемое с 1987 по 1997 годы) начал поступать на рынок и сразу получил признание как комфортабельный надежный внедорожник. У Y60 была пружинная подвеска со стабилизаторами устойчивости, усилитель руля, дисковые тормоза.
Все это значительно повышало устойчивость и проходимость Патрола. До сих пор Patrol продолжает выходить в новых поколениях, причем особенное признание модель получила в странах Ближнего Востока.
5. Toyota Land Cruiser 70
Рестайлинговая версия Toyota Land Cruiser 70/ Фото: viktoriya-sa.ru
Внедорожник Land Cruiser 70-й серии за свою более чем долгую историю сумел стать автомобильной иконой. Модель начала выходить в 1984 году как автомобиль большой грузоподъемности в первую очередь для коммерческого использования и эксплуатации в суровых условиях, который был бы способен передвигаться по неровным дорогам, а то и вовсе без них.
И до настоящего времени этот прочный и очень надежный внедорожник высоко ценят за верную работу.
Toyota LC70 не изменил своему квадратному дизайну. Благодаря прочной платформе и универсальности машину LC70 можно модифицировать, размещая там специальное оборудование – резервуары для воды, медицинские приборы и системы связи.
И в настоящее время продолжается работа Land Cruiser 70-й серии в качестве мобильных клиник, в гуманитарных миссиях или группах реагирования в чрезвычайных ситуациях по всему миру – он в состоянии добраться в любую сложную точку там, где дорог нет вообще.
В 2023 году Тойота произвела рестайлинг серии 70 для использования на Ближнем Востоке, в Австралии и ЮАР.
Интересно также узнать, почему Land Cruiser 70 можно считать «вечным автомобилем».