
Не будет преувеличением сказать, что немецкий пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны Junkers Ju 87 – это как минимум один из самых узнаваемых самолётов Третьего рейха. Уж, если где-то в художественном произведении и «нападает люфтваффе», то с вероятностью 9 из 10 делает оно это при помощи именно этой машины. Удивительного в этом на самом деле мало: ибо налёт Ю-87 - зрелище не только пугающе и результативное, но и легко узнаваемое благодаря характерной особенности машины.

Один из наиболее узнаваемых самолётов войны.
История Ю-87 началась в 1935 году. Разработана машина была в стенах предприятия «Юнкерс» коллективом инженеров под руководством Германа Польмана. На момент появления «Штука» была буквально нафарширована инновационными идеями и технологиями. Даже сегодня многих поражает степень автоматизации этого бомбардировщика, особенно по меркам 1930-х годов. Например, немцы оснастили Ю-87 специальным оборудованием, что заметно облегчало работу лётчика по выведению машины из пикирования. Были и другие полезные приспособления, заметно упрощавшие работу пилота, например оборудование контроля двигателя. Всё это позволяло лётчику Ю-87 в большей степени концентрироваться на атаке, а не на управлении самолётом и собственной безопасности.

Серьёзная машина.
Несколько инновационных решений было реализовано немецкими конструкторами в оперении Ю-87. Наконец, пикирующий бомбардировщик «Юнкерса» получил автоматические воздушный тормоза. Благодаря им самолёт мог выйти из пикирования самостоятельно даже в том случае, если лётчик терял сознание в результате сильной перегрузки. На вооружение люфтваффе первые Ю-87 пошли уже в 1936 году и с тех пор использовались до самого конца войны. Сколько всего этих самолётов было произведено фирмой «Юнкерс» - сказать не просто. Однако, порядок цифр находится где-то рядом с отметкой в 6 500 машин. При этом более 3 тысяч бомбардировщиков было произведено Рейхом с весны 1942 по осень 1944. Нужно ли говорить, что за годы войны оригинальный «Ревун» стал платформой для создания целого семейства боевых самолётов, в том числе машину с увеличенным радиусом действия и торпедоносца.

Всего около 6 тысяч таких сделали.
Мрачную славу немецкие «Штуки» приобрели не только благодаря своей высокой результативности, но и благодаря характерному страшному рёву в момент пикирования. Собственно, именно благодаря ему Ю-87 так любят всевозможные киношники. Характерный шум бомбардировщик издавал из-за наличия в его конструкции специальной сирены, прозванных немцами «иерихонскими трубами». Вообще, нужно отметить, что любой поршневой самолёт при пикировании будет издавать страшный рёв. Однако, сирены Ю-87 многократно усиливали этот эффект. Сие «замечательное» устройство служило двум целям. Во-первых, сирена помогала усиливать деморализующий эффект на противника. Во-вторых, сирена могла использоваться лётчиком в качестве эрзац-индикатора для своевременного вывода самолёта из пике. В этом качестве «иерихонские трубы» использовались в случае отказа бортовых систем. И как уже можно было догадаться, название «Ревун» появилась именно благодаря этой сирене.

Характерной особенностью Штуки были её сирены.
Справедливости ради, стоит отметить, что в действительности далеко не все модели Ю-87 оснащались «иерихонскими трубами». В основной массе своей это были машины спецификации 87Б (Берта), отличавшиеся так же использованием более мощного мотора. А вот, что у всех пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс» по-настоящему было общим, так это не убираемое шасси. На первый взгляд решение весьма спорное, так как оно наносит серьёзный вред аэродинамике самолёта. Зато неубирающееся шасси проще, прочнее и в целом надёжнее, нежели механизированное. Что в свою очередь позволяет его без особой опаски использовать для взлёта и посадки даже с самых неподготовленных площадок, тем самым заметно расширяя географию базирования Ю-87. Собственно, из этой технической особенности происходит и другое прозвище бомбардировщика, присвоенное машине уже советскими солдатами – «лаптёжник».

Один из самых результативных бомбардировщиков войны.
Наконец, что касается хрестоматийного прозвища Ю-87 «Штука», то здесь всё совсем просто. Нет, никакого отношения к числительным из русского языка слово не имеет. На самом деле слово немецкое – «Stuka» и является аббревиатурой от «Sturzkampfflugzeug». Звучит это примерно, как (попробуйте прочитать с первого раза) «Штурцкампффлюгцойг». И в переводе с тевтонского на человеческий – это всего лишь официальный термин для обозначения пикирующего бомбардировщика.
А вот интересное видео с нашего канала - Могут ли пассажирские самолеты на автопилоте взлетать и садиться, как это сделал советский «Буран»:
В продолжение темы читайте про 5 лучших «антиматериальных» винтовок, из которых можно попасть даже в спичечный коробок.
