Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Советские комплексы береговой артиллерии А-222 овеяны огромным количеством мифов. Пока одни откровенно перехваливают «Берег» за отсутствие аналогов, другие обвиняют установку в едва ли не в полной бесполезности в контексте вооруженных конфликтов XXI века. Однако, невозможно понять, как на самом деле обстоят дела с А-222 «Берег», если не разобраться в истории появления и назначении этих орудий.


Комплекс состоит из трех машин минимум. /Фото: war-book.ru.

Комплекс состоит из трех машин минимум. /Фото: war-book.ru.


На момент начала 1970-х годов на вооружении Советского Союза стояли артиллерийские комплексы береговой обороны СМ-4, разработанные еще в 1950-е годы. В состав комплекса входило буксируемое орудие калибра 130-мм, а также разнообразное сложное оборудование вроде системы «свой-чужой» и прибора управления огнем. Все это располагалось на нескольких огромных прицепах. Стрелять из СМ-4 можно было и без высокотехнологичных (по меркам своего времени) финтифлюшек, однако эффективность комплекса береговой обороны в этом случае серьезно падала. При этом параллельно на вооружении СССР стояли разнообразные ракетные береговые комплексы. В 1970-х годах побережья необъятного Отечества прикрывали БРК «Сопка» и «Редут», а спустя некоторое время на вооружение был также принят «Рубеж».

Принцип действия берегового комплекса. /Фото: topwar.ru.

Принцип действия берегового комплекса. /Фото: topwar.ru.


И хотя ракетная береговая артиллерия была гораздо эффективнее ствольной, у такого рода систем все еще оставался огромный минус – наличие слепой зоны протяженностью 15-20 км. Поэтому для прикрытия переднего края все еще требовалась «классическая» береговая артиллерия, воплощенная с учетом актуальных веяний и современных технологий. Иными словами, вопрос об актуальности такого оружия в 1975 году не стоял. Собственно, именно тогда и было принято решение о создании А-222 «Берег», как более современной, мобильной и эффективной оружейной системы с высокой степенью автоматизации (в сравнении с СМ-4). Техническую документацию по проекту разработали уже к 1980 году, однако из-за чрезмерной загруженности завода «Баррикады», первый комплекс выпустили лишь в 1988.

Пушка СМ-4 производства 1950-х годов. /Фото: wikimedia.org.

Пушка СМ-4 производства 1950-х годов. /Фото: wikimedia.org.


Каким-то чудом А-222 «Берег» не канул в небытие Перестройки и «лихих 90-х». Испытания новинки продолжались до 1992 года, а в 1996-м комплекс все-таки приняли на вооружение. На боевое дежурство новинка поступила в 2003-м. Сколько всего «Берегов» успели сделать – не известно. По некоторым данным, на вооружении стоит три батареи А-222 с общим количеством САУ в 6 единиц. Хотя по штату в каждый комплекс А-222 должно входить 4-6 САУ. Так или иначе, помимо непосредственно самоходок с артиллерийскими орудиями в каждую батарею входит мобильный центральный пост и машина обеспечения боевого дежурства. Таким образом каждый А-222 – это не одна машина, а целая колонна техники. Кстати, МОБД использующаяся в А-222 скорее всего хорошо известна всем, кто служил в полках РВСН. Отечественные «Тополя» и «Ярсы» используют такой же «вагон».

Серьезная машина. /Фото: en.topwar.ru.

Серьезная машина. /Фото: en.topwar.ru.


Что касается САУ, то А-222 «Берег» использует 130-мм пушку, разработанную на базе морской автоматической пушки АК-130. Стреляет орудие на 23 км. В арсенале комплекса есть как фугасные, так и зенитные выстрелы. Скорострельность машины может достигать 10-12 выстрелов в минуту. В самоходке помимо мехвода располагается также командир, наводчик и четверо заряжающих. Поставлена установка на шасси МАЗ-543 с дизельным двигателем Д-12А-525А и колесной формулой 8х8. Несмотря на солидную массу в 44 тонны, САУ обладает неплохой проходимостью и может разгоняться до 60 км/ч при движении по шоссе. Мобильный центральный пост А-222 оснащен системой управления МР-195 и может обнаруживать цели на расстоянии до 35 км. Он же позволяет осуществлять целеуказание с учетом особенностей размещения или движения отдельных САУ артиллерийского комплекса. Также МР-195 обеспечивает высокую точность огня по движущимся целям. Огонь может вестись как залпами, так и сериями по 4-12 выстрелов.

Рядом с самоходкой стоят МЦП и МОБД комплекса. /Фото: vesti-k.ru.

Рядом с самоходкой стоят МЦП и МОБД комплекса. /Фото: vesti-k.ru.


Наконец, что касается МОБД, то внутри жилого модуля может расположиться до 10 человек. Запасов еды, воды и топлива для дизельного генератора хватит на 7 суток службы. На крыше «вагона» смонтирована башня с пулеметом калибра 7.62 мм. Стоит сразу отметить, что даже в советские времена использование МОБД в рамках А-222 «Берег» считалось одной из самых сомнительных идей. Так как в отличие от стратегических ракетных комплексов, безопасно спрятать «вагон» с личным составом береговой системы практически невозможно. А эпоху беспилотников и высокоточного оружия МОБД на передовой и вовсе превращается в братскую могилу с таймером. Впрочем, аналогичные недостатки по нынешним временам свойственны в рамках А-222 и МЦП комплекса, и самой САУ. В случае повреждения МЦП, все САУ фактически остаются слепыми и могут продолжать ведение огня лишь с использованием собственных слабо развитых прицельных приспособлений.

Комплекс нуждается в модернизации. /Фото: armedman.ru.

Комплекс нуждается в модернизации. /Фото: armedman.ru.


Поэтому в контексте современных войн, советские комплексы «Береге» все-таки нуждаются в доработке. Самоходкам нужны собственные развитые и современные системы наведения, все машины должны быть оснащены защитой от БПЛА и собственными «коробками» с дронами-разведчиками. Так же необходимо повысить степень автоматизации береговых установок как минимум для сокращения числа заряжающих. В сухом остатке А-222 – это хорошая машина, но машина ушедшей эпохи. Потенциал у комплекса «Берег» есть, нужно лишь в очередной раз актуализировать береговую артиллерию с учетом современных тенденций и технологий, а также актуального боевого опыта.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про «Сухарик»: как появилась лучшая советская самоходка времен Великой Отечественной войны.


Обратите внимание:







186
19.11.2024 22:18
В закладки
Версия для печати