В 2016 году Россия направила тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» к берегам братской Сирии. Всему миру этот поход запомнился в первую очередь тем, что российский крейсер оставлял за собой след густого черного дыма. Как же тогда над этим фактом изгалялись представители прессы! При этом за шутками-прибаутками от многих граждан ускользнул тот факт, что в действительности ТАВКР «Адмирал Кузнецов» не только крайне полезный, но еще и уникальный в своем роде корабль.
Адмирал Кузнецов в доке. |Фото: Twitter.
Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5, который сегодня широкая общественность знает как «Адмирал Кузнецов», имеет длинную и насыщенную, навсегда счастливую историю. В ней было все от несчастных случаев и всевозможных инцидентов, то невероятно эффективного выполнения боевых задач. Построили крейсер еще в годы Советской власти. На воду корабль спустили в 1985 году, а в эксплуатацию ввели в 1991-м. За это время крейсер успел сменить несколько названий: «Советский Союз», «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси» и наконец с 1990 года - «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
Серьезный корабль. |Фото: ria.ru.
Хотя «Кузнецова» часто называют не иначе как «единственным авианосцем России», правильнее корабль все-таки величать именно крейсером. До «полноценных» авианосцев 1143.5-му все-таки далеко. Российский корабль примерно в 1.5-2 раза меньше большинства американских родственников. Возьмем для сравнения какой-нибудь USS Abraham Lincoln («Авраам Линкольн»), авианосец типа «Нимиц», введенный в эксплуатацию в 1989 году. Ровесник нашего героя. Так вот, американский авианосец имеет водоизмещение 97 тысяч тонн, длину 332.8 метра, экипаж 3.2 тысячи человек, крейсерскую скорость 30 узлов (56 км/ч). И, конечно же, самое главное – «Линкольн» несет авиагруппу из 90 самолетов и вертолетов!
Авианосец Авраам Линкольн. |Фото: korabley.net.
«Адмирал Кузнецов» выглядит куда скромнее и сопоставим с американским коллегой разве что по длине – 306.4 метра. При этом водоизмещение у «Кузнецова» 61.3 тысячи тонн – практически на треть меньше. Экипаж - 1.98 тысячи человек. Авианосна группа у крейсера почти в 2 раза меньше: 50 летательных аппаратов. При этом общая численность самолетов и вертолетов на «Кузнецове» меньше, чем количество одних только самолетов на «Линкольне»! Но такая разница не делает российский крейсер хуже или лучше. Он другой, хотя на первый взгляд и создан для тех же самых задач – работать плавучим аэродромом. У «Адмирала Кузнецова» есть преимущество другого толка…
Это не авианосец, это крейсер. ¦Фото: ВКонтакте.
Суть в том, что на сегодняшний день «Адмирал Кузнецов» — это единственный в мире авианесущий корабль, имеющий право заходить в Черное море через проливы Босфор и Дарданеллы. В отношении проливов действует еще с советских времен конвенция Монтрё, которая серьезно ограничивает хождение военных кораблей через упомянутые проливы. Серьезные боевые суда с большим водоизмещением вообще не имеют права заходить в Черное море, а те корабли, что все-таки могут это делать, – ограничены во времени пребывания. При этом в отношении нечерноморских стран конвенция Монтрё действует еще куда более жестко. При этом упомянутый международный договор полностью запрещает хождение авианосцев через проливы. Собственно, поэтому «Адмирал Кузнецов» никакой не авианосец, а «авианесущий крейсер». К слову, во многом из-за важности Черного моря и конвенции Монтрё в Советском Союзе так и не решились на строительство собственных авианосцев.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, как нацисты сжульничали с тяжёлым крейсером «Принц Ойген».