Автомобиль с полным приводом на зимней дороге/ Фото: drivenn.ru
Внедорожники и кроссоверы с полным приводом пользуются у нас большой популярностью. Такие автомобили отлично себя ведут на мокрых дорогах, гололеде и бездорожье. Однако надежность и управляемость полноприводных машин породили ложную уверенность в 100-процентной безопасности на зимних дорогах. Так ли это на самом деле?
Особенности полного привода
При полном приводе движение машины обеспечивается всеми колесами/ Фото: dvizhok.su
Это трансмиссия, в которой сила двигателя передается колесам через раздаточную коробку. То есть, движение автомобиля обеспечивается всеми колесами.
Сегодня классический полный привод постепенно заменяется различными электронными устройствами, распределяющими тягу на колеса в зависимости от меняющихся условий. Классическая модель полного привода, которая подразумевает постоянную связь двигателя со всеми колесами, постепенно заменяется другими конструкциями.
Виды полного привода и принцип работы
Современные машины оснащаются разными видами устройств. У каждого из них свои особенности конструкции и принцип работы.
1. Постоянный полный привод
При постоянном полном приводе две оси соединены с раздаточной коробкой/ Фото: kolesa.ru
Это конструкция появилась первой в середине прошлого века. Устанавливалась на внедорожниках, которые были предназначены исключительно для езды по грязи. Ее особенность заключается в том, что две оси непосредственно соединены с раздаточной коробкой. Благодаря этому колеса вращаются с одинаковой скоростью. Даже если одна пара оказалась в грязи, а другая – на твердой поверхности.
Но такая особенность быстро приводит к поломке трансмиссии. В результате спустя некоторое время в конструкцию был добавлен межосевой дифференциал. Устройство контролирует мощность между осями, поэтому колеса могут вращаться с разной скоростью.
Однако когда одни колеса начинают буксовать, то пропадает тяга, и автомобиль не способен сдвинуться с места. Чтобы исправить этот недостаток, полный привод оснастили блокировкой дифференциала. Механизм обеспечивает одинаковую скорость всех колес и сохраняет их тягу. Поэтому автомобили могут справиться даже с сильным замесом.
2. Подключаемый полный
При необходимости водитель может отключать тягу на вторую ось/ Фото: petrovskiy.ru
Сегодня такой тип привода встречается довольно редко. Его особенность в том, что водитель может при необходимости отключать тягу на вторую ось. Например, на ровной поверхности машина используется как моноприводная, а в условиях тяжелого бездорожья служит внедорожником.
Подключаемый привод можно встретить лишь в некоторых автомобилях. Внешне они ничем не отличаются от обычных легковых авто, но из-за тяжести конструкции потребляют больше горючего, а на грязи работают без электронных систем помощи. Переключение режима привода проводится только при полной остановке автомобиля.
3. Привод через муфту
Муфта полного привода/ Фото: drive2.ru
На сегодняшний день это самый распространенный вид полного привода. Конструкция оснащена муфтой, напоминающей шестерню с лопастями для зацепа.
В обычных условиях муфта разблокирована, и трансмиссия выполняет функции переднего или заднего привода. Но в экстремальных ситуациях, когда одно или оба ведущих колес пробуксовывают, муфта блокирует крутящий момент и перенаправляет его на колеса другой оси.
В современных автомобилях применяются разные виды муфт. Они отличаются конструкциями, но принцип работы у них практически одинаков.
Преимущества и недостатки
У полного привода есть и плюсы, и минусы/ Фото: offroadclub.ru
Полный привод считается наиболее надежным в отличие от других типов. Его преимущества:
1. Высокая проходимость. В автомобилях с полным приводом крутящий момент приводит в движение все колеса. По этой причине машины способны двигаться по сильной грязи, рыхлому снегу и песку, мокрой траве. А при наличии блокирующихся дифференциалов для сцепления с поверхностью хватает и одного колеса.
2. Повышенная управляемость. Лучше всего она проявляется на скользкой дороге. Во время дождя или на гололеде автомобили с полным приводом более устойчивы. Их меньше заносит в поворотах и на скользких дорогах. Тяга колес надежно фиксирует автомобиль на поверхности, поэтому он лучше выполняет команды руля. Прогнозированное поведение дает возможность ехать на сложных участках, не снижая скорости.
Полный привод осложняет выезд из заноса/ Фото: drive2.ru
Но полный привод далеко не идеален. Как и у любого устройства, у него есть свои слабые места. Недостатки:
1. Сложность конструкции. Устройство полного привода оснащено дополнительными элементами: раздаточной коробкой и межосевым дифференциалом. Это повышает стоимость автомобиля, осложняет обслуживание и ремонт.
2. Большой вес. Полноприводные машины более тяжелые, чем другие автомобили. Поэтому они дольше разгоняются и потребляют больше топлива.
3. Трудности при выводе из заноса. Автомобили на полном приводе лучше выполняют команды, а благодаря электронной системе стабилизации их реже заносит на скользкой дороге. В свою очередь это порождает ложное ощущение полной безопасности. Поэтому водители часто идут на рискованные маневры.
А между тем полноприводные машины тоже могут оказаться в заносе. Но вот вернуть их на прежнюю траекторию намного сложнее.
Дает ли полный привод гарантированную безопасность зимой
Зимой нужна особая резина для сцепления машины с дорогой/ Фото: hyperauto.ru
Многие водители считают, что полноприводные машины – лучший вариант для езды по гололеду и сугробам. Дескать, высокий клиренс и особенности конструкции гарантируют безопасное прохождение гололеда, выезд из снега и не допускают заносов.
Но в наших условиях одного полного привода мало. Необходима специальная резина, которая дает надежное сцепление с дорогой. Только в этом случае получится обеспечить безопасность при торможении, обгонах и поворотах.
Помимо этого, специалисты считают, что полный привод лучше других типов только в начале движения. В остальных случаях он обеспечивает ту же безопасность, что передний или задний тип.
Также не стоит забывать, что автомобили оснащаются разными видами полного привода. А это значит, что они будут при заносах вести себя по-разному. Невозможно предугадать, какое колесо потеряет сцепление, и как лучше действовать в той или иной ситуации.
Поэтому нельзя утверждать, что полный привод – это полная гарантия безопасности зимней езды. Это зависит от множества факторов. Помимо особенностей конструкции и зимних шин, безопасность на дороге зависит от вашего опыта, скорости реакции и умения быстро находить верное решение в опасных ситуациях.
Интересно также узнать про 10 самых комфортных автомобилей, в которых хочется остаться жить навсегда.