Зенитно-ракетный комплекс Crotale / Фото: topwar.ru
Мобильный зенитный комплекс Crotale был принят на вооружение в последней трети двадцатого века. Одним ударом системе удалось сходу поразить двух зайцев: обеспечить уникальный подход к защите родного государства и занять высокое место на рынке вооружений. С древних времён Францию отличает особенно чуткий и тонкий подход к искусству, но и война, во многом, остаётся в чём-то схожим с ним, поэтому и в этой нише французы определённо смогли применить свой талант и чувство вкуса. Однако, если речь заходит о древнейших видах искусства, проистекающих из первобытных времён, не обходится без влияния других государств, которым данная сфера ближе.
В Африке в конце прошлого века по-прежнему имела место быть необходимость не только в пополнении военных резервов, но и в развитии боевого потенциала. В с тех ставшей независимой ЮАР решили объединить силы с крупной европейской державой, чтобы создать новое перспективное орудие, способное оборонять землю от воздушных атак, обрушившихся с небольшой высоты. Военная поддержка Южной Африки от Европы выглядела как рука помощи, протянутая сильной и обеспеченной державой.
«Томсон-Хьюстон» по контракту, заключённому со своими коллегами с соседнего континента, начиная с 1971 года принялись поставлять новый зенитно-ракетный комплекс в ЮАР. Даже первоначальное кодовое название проекта было более красноязычным в отношении экзотического материка: система носила имя Cactus. Оно звучало одновременно несколько иронически и даже курьёзно, но передавала жизнестойкость и опасность творения.
Ракетно-зенитный комплекс Франции в Саудовской Аравии, модификация Shahine / Фото: missilery.info
Мотивируемое в своей разработке обеспечением защиты африканской республики, орудие вскоре стали массово использовать и на родине его производства. Причём комплексы плотно укрепили сухопутные, а в скором времени и морские рубежи Франции. «Crotale», что означает гремучая змея, казался во многом экзотическим в своей новизне, однако обладал такой надёжностью и продуманностью, которые выдавали его подлинное происхождение. Однако не стоит списывать со счетов изящное произношение с давлением на последний слог, который также обличал родство с Францией. Сотрудничество началось весьма плодотворно, и модификация комплекса для военных судов морского флота не заставила себя ждать.
С тех пор более 600 единиц установки были собраны во Франции, большая часть которых сейчас стоят на вооружении Южной Кореи, Латвии, Греции, ЮАР и других стран. Так привлекателен для внешнего рынка экземпляр оказался из-за удобства адаптации под любые реалии. Комплекс не только был вынослив к погодным условиям, но и легко адаптировался под гусеничные платформы; кроме того, даже в начале пути самоходки имелось множество вариаций набора ракет и снарядов, что подходило под разные уровни финансовых запросов.
Твёрдое горючее и окислитель также представляются странам доступными видами топлива, делающими систему более проверенной и исключающей риски внезапных химических реакций и пожароопасности.
Crotale на службе Южной Кореи / Фото: wofmd.com
Перезарядка ракетной обоймы занимает от 2 до 10 минут - в соотношении с их числом. Боевые машины также рассчитаны на транспортировку ещё более дюжины запасных снарядов, которые могут обеспечить ощутимый перевес боеприпасов в бою.
Крупная компания Thompson-CSF разработала зенитно-ракетный комплекс, который до сих пор пользуется почестями у крупных объединений и компаний в мире. Во многом, ему на пользу пошёл факт того, что его применение изначально было рассчитано для изменчивого экваториального климата, в зону которого поставки начались раньше, чем в ряды самой французской армии. То есть, зенитке не страшна погода, как сильная засуха так и проливной дождь. Более подавляемым система оказалась к давлению ветра, но и это слабое место почти смогли компенсировать в ходе многочисленных доработок.
РЗК Кроталь / Фото: warfor.me
Ракета типа R440 с трёхметровым цилиндрическим основанием и весом в центнер наотмашь поражал цель, отделяемую от неё многокилометровой дистанцией. Двигатель поддерживал твёрдое топливо, которое быстро приводила аппаратуру в движение, и обеспечивало уверенный и интенсивный разгон. Наведение контролировалось радиочастотами, автоматизм пусковых установок заочно приобщал орудия к боевой технике будущего. Во многом, отсюда возникла эгида New Generation, под которой вышла одна из самых оправданно одиозных модификаций. Осколочные и фугасные снаряды в запасе служили на передовых линиях хорошим подспорьем.
Несколько основополагающих принципов организации комплекса были полностью переиначены с нуля, как и всегда бывает с новым поколением. Это некая новая надежда, вместе с тем новый подход и другое видение отпора противнику. Так самоходка обрела автономность - ещё не полноценную и не совершенную, но уже не нуждавшуюся в деятельности командного пункта.
Зенитно-ракетный комплекс Crotale / Фото: iz.ru
Как можно было предположить, к принципиально новой вариации установки подключились и подкованные структуры с другого развитого континента. Так, одна из ракет в арсенале была спроектирована в США: VT-1 с длиной 2 метров и диаметром 165 миллиметров. Увесистые и обтекаемые снаряды легко настигали самолёты, летящие на высоте не выше 6 километров от линии земли. Помимо американской, самоходка располагала целым букетом из восьми разнокалиберных ракет.
Продолжая тему с Америкой, Пентагон по каким-то личным доводам не заинтересовался зенитным комплексом французского производства. При этом самоходка без колебаний прошла испытания на полигонах штатов.
Последняя из многочисленных доработок произведена уже в начале нового тысячелетия. Прежде всего, она подарила комплексу более подкованную систему управления залповым огнём. Систематизация данных от оптических средств отныне производится непоколебимо и с куда меньшими временными затратами. Филигранное вычисление координат объектов противника и предопределение траектории полёта ракет осуществлялись из обновлённых операторских кабин, обустроенных по последнему слову техники. Так, радар во второй машине способен единовременно распознать до 30 целей в небе, предварительно безукоризненно отделив чужих от своих.
Установки Crotale сегодня имеют в составе мощные радары / Фото: topwar.ru
Многочисленные страны Европы и Азии продолжают нуждаться во французской самоходке в составе своих полков, о чём свидетельствуют многочисленные заказы и общий запрос. У компании в далёком 1975 году заключён контракт с Саудовской Аравией, из-за которого, согласно требованиям сторон, пришлось оснастить технологию танковыми гусеницами взамен привычного шасси. Это было сделано не из прихоти или корыстных побуждений и даже не из-за удобства: аравийские войска не готовы идти на компромиссы, когда весь массив их армии унифицирован, то есть подчиняется единым стандартам, подходящим местной почве и особенностям войны. Модификация Shahine была разработана исключительно для Саудовской Аравии и с 1980 года находится на постоянном вооружении страны.
Если вам понравился материал, не пропустите:
Что удивило конструкторов, когда они стали копаться в трофейном Королевском Тигре