М-73: почему советское руководство решило оставить советских граждан без нового перспективного мотоцикла

Автор: antton, 17.03.2025 16:00



Во второй половине 1970-х годов советские специалисты создали новый тяжелый мотоцикл. За основу модели было решено взять проверенную годами конструкцию, появившуюся в стране Советов еще накануне Великой Отечественной войны. Однако, несмотря на огромное количество инноваций, в решающий момент руководство страны буквально зарубило постановку новинки на конвейер. Так, кто же и почему решил оставить советских граждан без настоящего инженерного шедевра ирбитских специалистов?


Мотоцикл М-72. /Фото: YouTube.

Мотоцикл М-72. /Фото: YouTube.


В 1941 году в Советском Союзе на ММЗ начался выпуск нового тяжелого мотоцикла с индексом М-72, который в свою очередь был нелицензионной копией BMW R71. Пять немецких мотоциклов были анонимно закуплены и ввезены в страну Советов через Швецию. При этом, прежде чем запустить в серию, М-72 пришлось в немалой степени переработать, адаптировав конструкцию мотоцикла к производственным возможностям отечественной промышленности. На протяжении многих лет М-72 оставался исключительно армейским транспортом, пока в середине 1950-х их не начали продавать населению. Серийной «немецкий» мотоцикл выпускался в Советском Союзе вплоть до 1960 года. Затем в истории линейки случился перерыв, пока в 1976 году ирбитские специалисты не решили взяться за разработку нового тяжелого мотоцикла.

Мотоцикл сделали в 1976 году. /Фото: ok.ru.

Мотоцикл сделали в 1976 году. /Фото: ok.ru.


Модель получила индекс М-73. В качестве основы для конструкции новинки было решено взять хорошо зарекомендовавший себя за годы эксплуатации М-72. Также перед конструкторами ИМЗ была поставлена задача довести унификацию запчастей новинки до 75% не только с мотоциклами старой модели, но и с мотоциклами марки «Днепр» выпускавшихся на Киевским МЗ с 1968 года. Специалисты из Ирбита основательно поработали над перспективной машиной, внеся в конструкцию М-73 не менее 10 крупных новаторских решений. Изменения коснулись двигателя, привода ГРМ, генератора и коленвала. Отдельно стоит упомянуть о том, что двигатель М-73 обзавелся электростартером, который был позаимствован у «Запорожца». Большинство решений использованных в конструкции М-73 стали по-настоящему новаторскими. Некоторые из них используются в конструкции мотоциклов «Урал» по сей день.

Мотоцикл вышел отличный. /Фото: ya.ru.

Мотоцикл вышел отличный. /Фото: ya.ru.


На испытаниях при массе в 355 кг мотоцикл продемонстрировал грузоподъемность не менее 200 кг, без учёта топлива. Максимальная же скорость при этом составила 83 км/ч, что было неплохим результатом для мотоцикла своего времени и класса. При этом несмотря на то, что М-73 успешно прошел все испытания, добраться до конвейера ему так и не посчастливилось. Шли годы, а вопрос выпуска М-73 в серию так и оставался нерешенным. Собрали на заводе лишь несколько десятков предсерийных образцов. Спустя многие годы ИМЗ просто распродаст большинство оставшихся М-73 самим заводчанам. Несколько мотоциклов этой модели гуляют по аукционам по сей день. Так почему же ИМЗ так и не выпустил столь перспективный мотоцикл на рынок? Сегодня нередко встречается мнение о том, что решение носило «политический» характер и кто-то решил, что советскому гражданину такой хороший мотоцикл не нужен…

Госплан рассудил по своему. /Фото: ВКонтакте.

Госплан рассудил по своему. /Фото: ВКонтакте.


Подобные утверждения - полная чепуха. Причина, по которой перспективное творение ИМЗ так и не добралось до конвейера, до ужаса банальна – отсутствие свободных производственных мощностей. На дворе была вторая половина 1970-х. Отечественное гражданское автомобилестроение едва сделало первые робкие шаги. Было совершенно очевидно, что между хорошим мотоциклом и «так себе» автомобилем, большинство людей выберет все-таки автомобиль. Поэтому предпочтение в перераспределении ресурсов и мощностей отдавалась автомобильным предприятиям. В приоритет у Госплана были такие предприятия как АЗЛК, ЗАЗ, Ижмаш, которым в тот момент срочно требовались средства для перехода на новые модели автомобилей. А значит именно для них и следовало разворачивать новые производственные мощности. ИМЗ с его «перспективным мотоциклом» в списке просителей был даже не в первой половые. Но даже в этом случае, как уже было отмечено, работа над М-73 не прошла для отечественной промышленности даром.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, сколько в СССР стоили самые дорогие мотоциклы.


Постоянный URL записи: https://novate.ru/blogs/170325/72742/

Смотрите ещё

  • Какие мотоциклы «Урал» сегодня выпускает ИМЗ, и почему они такие дорогие 4.07.2023 0
  • Какие мотоциклы были самыми дорогими в Советском Союзе 31.01.2025 0
  • Почему в России больше не производят мотоциклы «Урал», и какая судьба постигла знаменитый советский завод 1.12.2024 0






  • Смотрите ещё

  • Какие мотоциклы «Урал» сегодня выпускает ИМЗ, и почему они такие дорогие 4.07.2023 0
  • Какие мотоциклы были самыми дорогими в Советском Союзе 31.01.2025 0
  • Почему в России больше не производят мотоциклы «Урал», и какая судьба постигла знаменитый советский завод 1.12.2024 0