
Каждый, кто видел советскую или российскую подводную лодку, должен был обращать внимание на окна в выступающих «башенках». Вот только окна ли это на самом деле, и зачем они нужны? Неужели подводники смотрят через них для управления, созерцая тьму морских глубин при погружении? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала придётся понять, где именно расположен сей загадочный элемент конструкции.

Рубка корабля.
Чтобы ответить на этот вопрос, придётся хотя бы немного разобраться в конструкции подводной лодки и терминах, так как применительно к различным судам одними и теми же сломами могут называться разные по сути вещи. Итак, существует такое понятие, как рубка. Под ней подразумевается закрытая надстройка на борту или палубе морского или воздушного судна для размещения оборудования и органов управления. Рубка есть не только у корабля, но также у подводной лодки и даже дирижабля. В зависимости от установленного внутри оборудования (и назначения) рубка может быть ходовой, рулевой, штурманской, радио, гидроакустической и т.д. Существуют так же чисто командирские рубки, на которых вполне может не быть никаких органов управления судном, кроме средств связи.

Рубка есть даже у дирижабля.
Собственно, когда речь заходит о рубке на подводной лодке, то в первую очередь подразумевают ту самую выступающую над корпусом субмарины надстройку. Вот только в отличие от большинства надводных судов и уже упомянутых дирижаблей, в рубке подводной лодки никаких органов управления кораблём – нет. Строго говоря, та надстройка, которую видит сторонний наблюдатель, даже не рубка, а её ограждение (полное название: ограждение выдвижных устройств). Единственная рубка, которая есть на военной подлодке, – это так называемая прочная рубка. Однако, и в ней никаких органов управления судном, по сути, нет. Ибо прочная рубка – это водонепроницаемый шлюз, спасательная камера и защитный корпус для шахт перископов. В надводном положении прочная рубка так же используется в качестве вентиляции.

Управление подлодки осуществляется с центрального поста, глубоко в жёстком корпусе.
Управление современной подводной лодкой осуществляется из ходовой рубки, совмещённой с главным (центральным) командирским постом. При этом и ходовая рубка, и первый пост находятся не в выступающей надстройке, а глубоко в недрах прочного корпуса субмарины. Так что единственное, зачем нужна выступающая часть корпуса – это защита торчащих перископов, антенн и шлюзов. При этом, когда речь заходит о подводных лодках советского образца, в ограждении выдвижных устройств помимо уже упомянутой прочной рубки, зачастую располагается ходовой мостик. У надводных кораблей ходовой мостик часто совмещён с ходовой рубкой, однако на субмаринах это совершенно отдельное внешнее помещение, находиться в котором можно только в надводном положении. На советских подлодках ходовой мостик используется в качестве наблюдательного поста.

Прочная рубка - это просто оболочка для шлюзов и оборудования.
Собственно, те окошки, которые сторонний наблюдатель видит в выступающей надстройке советских субмарин – это иллюминаторы ходового мостика. Нужны они для одной единственной цели – обзор (вот ведь неожиданность). У большинства западных подлодок подобного мостика нет, а потому в надводном положении их офицеры вынуждены нести вахту оставаясь продуваемыми всеми морскими ветрами. На советских и российских подлодках в этом вопросе неожиданно больше комфорта. При этом в подводном положении стёкла ходового мостика не лопаются по той простой причине, что давление на стекло – минимально. Ведь при погружении субмарины ходовой мостик в отличие от прочной рубки – затапливается.

На советских подлодка внутри ограждения делают ходовой мостик с окнами.
А вот интересное видео с нашего канала - Могут ли пассажирские самолеты на автопилоте взлетать и садиться, как это сделал советский «Буран»:
В продолжение темы читайте про 5 лучших «антиматериальных» винтовок, из которых можно попасть даже в спичечный коробок.
