Великую Китайскую стену строили около 2 тыс. лет/ Фото: tripster.ru
С глубокой древности люди возводили различные оборонительные конструкции, чтобы как-то защититься от незваных гостей. В некоторых случаях их разработки и вправду были эффективными, но часто они оказывались попросту бесполезными.
1. Великая Китайская стена
Какие фортификационные сооружения древности не принесли практической пользы?/ Фото: iphones.ru
Безусловным лидером среди строителей самых бессмысленных оборонительных конструкций стал Китай. Именно там еще в III веке до н.э. начали строить огромную стену, которая вскоре была названа «Великой».
Планируя обезопасить империю от нападений северных соседей, Ин Чжэн заставил подданых реализовать его амбициозный, но по итогу бесполезный проект и возвести массивное ограждение. А поскольку строителям предстояло выполнить внушительный объем работ, зачастую для нового сооружения использовались секции из предыдущих стен.
Когда правитель умер, его преемники продолжали строить стену вплоть до середины XVII века. Таким образом, около двух тысячелетий китайцы занимались бесполезным делом, тратя на это рекордное количество ресурсов и человеческих жизней. Протяженность ограждения составила 21,2 тыс. км, а количество башен превысило 25 тыс. шт.
Строительство стены/ Фото: amurprogress.ru
Сооружение получилось капитальным, высотой от 5 до 8 метров и толщиной от 5 до 9 метров. Отдельные части могли выполнять функции дороги, на которой без проблем разминулось бы две колесницы. Начиналась стена во Внутренней Монголии и тянулась до Желтого моря, имея еще несколько попутных ответвлений.
Однако все затраты времени, усилий и ресурсов в конечном итоге оказались бесполезными. Большинство врагов без особых усилий сумели преодолеть стену, а чтобы обеспечить ее охрану, во всем Китае при его многомиллионном населении не хватало солдат. Зачастую стену охраняли заставы, но захватчики подкупали их и свободно проходили внутрь.
Таким образом, Великая Китайская стена стала ярким подтверждением того, что огромный труд не всегда дает желанные результаты. Конечно же, сооружение до сих пор остается ценным объектом древней архитектуры и привлекает туристов со всего мира, но в качестве оборонительной конструкции ему не удалось себя оправдать.
2. Византийская стена
Византийская фортификация протяженностью около 50 км/ Фото: wikimedia.org
В средневековые времена в Константинополе находилась тройная стена длиной 7 км, которая называлась Феодосия. Ей удавалось сохранять неприступность на протяжении 10 веков, и лишь в 1453 году войско турецкого султана Мехмета II смогло пробить это сооружение. Несмотря на супернадежную защиту, император возвел в 65 км такую же стену, получившую название «Анастасия» или «Длинная».
Ограждение проходило от Черного до Мраморного моря и имело протяженность в 50 км. И хоть на то время Константинополь являлся крупнейшим и одним из самых населенных европейских городов, в нем не нашлось нужного количества жителей, способных защитить столь длинную стену.
К тому же городская стена тоже была 22-километровой, поэтому защитить сразу два сооружения попросту не удавалось, из-за чего враги без особых проблем проходили первый рубеж. Были времена, что стену вовсе не охраняли, из-за чего она утратила свое целевое назначение, сохранившись лишь в виде руин.
В результате стена «Анастасия» стала вторым примером неоправданно дорогих и амбициозных оградительных конструкций, не представляющих собой никакого смысла. Сейчас можно увидеть несколько фрагментов когда-то величественного строения.
3. Укрепления Мальты
Реконструкция исторического центра в Валлетте/ Фото: archi.ru
Когда в середине XV века Мальте удалось выстоять Великую осаду, для предотвращения вероятного захвата острова турками в будущем власти выделили баснословные суммы денег. Мальтийский рыцарский орден или орден рыцарей св. Иоанна получил щедрое финансирование от европейских стран.
Вскоре лучшие мастера Европы сделали из мальтийского города Валлетта самый мощный из когда-либо существовавших на Мальте форпост. Прорвать его защиту было бы сложно даже в наше время при использовании артиллерии и авиации.
Вплоть до 1798 года Валлетта пользовалась славой одного из самых защищенных городов, но когда к нему приблизились французские корабли Наполеона, все поменялось. Военные принудили впустить их в гавань, чтобы набрать запасов воды. Защитники отказали им, в результате чего Наполеон приказал взять Мальту штурмом.
Местные жители чувствовали свою беззащитность перед многочисленной французской армией, а в составе рыцарей из 600 человек 300 были французами по национальности и попросту не хотели сражаться со своими соотечественниками. Мини-война продлилась два дня, после чего магистр рыцарского ордена Фердинанд фон Гомпеш решился на мирное соглашение.
Французские захватчики, оказавшись новыми правителями Мальты, не понимали, как настолько защищенный и укрепленный форт смог сдаться. Поэтому все европейские вложения попросту не оправдали себя. То же самое касается и труда лучших фортификаторов Европы – его просто обесценили.
4. Французские укрепления
Элементы линии Мажино/ Фото: dzen.ru
В период между Первой и Второй мировыми войнами французская артиллерия, танко- и авиастроительная промышленность начали активно развиваться, поэтому идея возведения многокилометровых укреплений ушла в прошлое. Тем не менее в 1929 году французы по приказу министра обороны Андре Мажино начинают строить новую стену.
И хоть немцы потерпели поражение в войне, французские военачальники боялись повторного нападения из Германии, поэтому приняли решение укрепить свои границы, построив неприступную линию. На ее строительство каждый год тратилось около 50% оборонного бюджета.
Линия Мажино протянулась на 750 км и была для французов образцом неприступности и мощи. В некоторых местах глубина линии составляла 100 км, поэтому в Париже были уверены, что прорвать ее за короткий промежуток времени просто нереально. А выиграв время, Франция сможет мобилизовать солдат и подтянуть резервы из колоний и отдаленных городков.
Длина линии Мажино составляла около 750 км/ Фото: drive2.ru
Когда началась следующая мировая война, так и произошло: французские солдаты находились за своей оборонительной линией, ощущая себя в полной безопасности, хотя фашисты и не спешили нападать на них.
Однако в мае 1940-го года история поменялась, так как некоторые немецкие подразделения начали вторжение в Бельгию и сумели обойти базовые укрепления северной части линии. Им потребовалось пару дней, чтобы сделать прорывы сразу в нескольких точках, что стало подтверждением тому, что даже самая массивная и на первый взгляд укрепленная стена может утратить свою эффективность, если штурмовать ее в одном или нескольких местах.
Обеспечить качественную защиту такого сооружения достаточно сложно, независимо от количества установленных пушек и пулеметов.
5. Атлантический вал
Артиллерия Атлантического вала/ Фото: saletur.ru
Еще одним примером неудачных оборонительных сооружений является Атлантический вал, ставший крупнейшей линией обороны времен Второй мировой войны. После провала французской линии Мажино немецкие военные повторили такую же ошибку.
Когда им удалось взять под контроль практически весь запад Европы и выгнать британские войска, они приступили к возведению «Атлантического вала» – 5000-километровой линии обороны. Стена начиналась на границе Испании и Франции и протягивалась до фьордов Норвегии.
Над ее строительством трудилось свыше 500 000 немцев и военнопленных. Особое внимание уделялось долговременным огневым точкам, установке минных полей в самых различных местах, включая городские пляжи.
Расходы на реализацию этого проекта оказались внушительными, при том что нацистская Германия в военное время нуждалась как в человеческих ресурсах, так и в материалах для строительства.
Но когда в июне 1944 года началась операция союзников «Оверлорд» по возобновлению контроля над французскими городами и поселками, оказавшимися под оккупацией, «Атлантический вал» полностью утратил свою суть. Англо-американские войска захватили важные высоты и населенные пункты, а нацисты понесли огромные потери из-за неправильного укомплектования и недостаточного уровня обучения подразделений.
Уже в начале июня многочисленные форпосты «Атлантического вала» были ликвидированы или взяты под контроль. Это стало очередным подтверждением того, что колоссальные затраты ресурсов и человеческого труда могут оказаться бесполезными.
Интересно также узнать, зачем России понадобился Порт-Артур, и что в старом городе-крепости находится сейчас.