Если кому доведется совершать трансатлантический перелет, который будет длиться более 12 часов, не пугайтесь, когда вдруг увидите стюардесс, спускающихся откуда-то с «крыши» самолета. К счастью, столь удивительное зрелище не плод воображения, а реальность, ведь именно в верхней части некоторых авиалайнеров находятся спальные места для тех, кто заботится о пассажирах во время пути.
Тайные ступени в некоторых моделях авиалайнеров ведут в скрытые зоны, расположенные над основным салоном. | Фото: bigpicture.ru.
Не удивляйтесь, если во время трансатлантического перелета увидите такую картину. | Фото: infor-semestern.newsner.com.
Трансатлантические беспосадочные перелеты длятся настолько долго, что диву даешься, как стюардессам удается быть всегда на ногах и оставаться такими же приветливыми и «свежими» как вначале путешествия. Но секрет оказался довольно прост, в авиалайнерах дальнего следования есть скрытые спальни, в которых члены экипажа могут выспаться и привести себя в порядок.
В самолете Airbus A350 обустроена двухъярусная комната для отдыха стюардесс. | Фото: frequentflyers.ru.
Тайные отсеки надежно спрятаны от глаз пассажиров, поэтому только случайно можно стать свидетелем того, как стюардессы спускаются с «крыши» авиалайнера по крошечным ступеням. По сведениям редакции Novate.ru, подобные спальни расположены не у всех самолетов, поэтому заморачиваться и следить, куда же периодически исчезают члены экипажа на таких моделях как Superjet 100, Boeing 737 и Boeing 767/777, Airbus A320/A321 и Airbus A330/A350, лучше не стоит – их там попросту нет.
Места для отдыха экипажа в длительных беспосадочных рейсах. | Фото: thesun.co.uk.
Справка: Дополнительные отсеки над салоном авиалайнеров предусмотрены только в следующих моделях: Boeing 747, 787 Dreamliner и Airbus A380, а также в тех Boeing 777, которые совершают трансатлантические перелеты. Иными словами, те самолеты, полет которых длится более 12 часов (что превышает предельно допустимое время для работы экипажа), оборудованы комнатами отдыха и сна.
Чтобы быть внимательными и приветливыми, стюардессам тоже нужно отдыхать. | Фото: businessinsider.in/ bigpicture.ru.
Понятно, почему перерывы и полноценные периоды отдыха во время любого длительного беспосадочного полета имеют решающее значение. Такая возможность, безусловно, помогает пилотам и стюардессам сохранять предельную бдительность и активность.
Обустройство и размер комнат для сна зависят от модели авиалайнера. | Фото: infor-semestern.newsner.com.
Более суровые и приземленные комнаты у экипажей Ан-22 и Ан-124. | Фото: frequentflyers.ru.
Учитывая габариты самого летательного аппарата, эти тайные отсеки могут иметь различное наполнение, площадь и высоту. Особенно миниатюрными они будут в тех моделях, в которых расположены над салоном хвостовой части. Как правило, в таких комнатах находятся только места для сна и попасть туда можно лишь на коленках. Эти спальные зоны имеют индивидуальные матрасы, постельные принадлежности и ремни безопасности, ведь во время полета могут возникнуть различные ситуации.
Тайные комнаты для отдыха стюардесс рейса Qantas из Нью-Йорка и Сидней. | Фото: businessinsider.com.
Boeing 773 American Airlines оборудован двухъярусными кроватями вдоль прохода, который больше напоминают круизное судно. | Фото: infor-semestern.newsner.com.
Если рассматривать конструкцию некоторых самолетов Boeing 777, комнаты отдыха и сна для членов экипажа находятся в передней части, над салоном бизнес-класса. В этом варианте размещения скрытый отсек имеет вытянутый вид и кровати расположены в два яруса, как в каюте корабля. Несмотря на то, что между спальными зонами совсем узкий проход, по нему можно двигаться в полный рост. Также конструкторам удалось организовать уединенность в мини-кабинках, несмотря на то, что они совсем уж крошечные.
Расположение скрытых зон отдыха для экипажа на Boeing 777. | Фото: businessinsider.com.
В Boeing 787 Dreamliner тайная зона отдыха для стюардесс будет еще просторней, правда даже призрачное уединение получат только единицы, потому что кровати расположены сплошным пространством и разделены лишь шторками или мягкими перегородками.
Комнаты отдыха для пилотов отличаются от спальных зон стюардесс. | Фото: businessinsider.com/ bigpicture.ru.
А вот для пилотов организованы свои личные комнаты отдыха и располагаются они над кабиной управления. Единственное, они оборудованы не стационарными кроватями, а раскладывающимися креслами как для пассажиров бизнес-класса. Там же установлены панель управления и связь с членами экипажа. В этом отсеке имеется и отдельный туалет.
Интересный факт: В октябре 2019 г. самолет самой большой авиакомпании Австралии — Qantas Airways Limited в рамках программы «Project Sunrise» совершил экспериментальный беспосадочный рейс между Нью-Йорком и Сиднеем. Расстояние в 15,59 тыс. км авиалайнер преодолел за 19 часов. Основной целью полета стало определение возможностей членов экипажа поддерживать нужную атмосферу в салоне и безопасность движения, ведь испытательная программа рассчитана на то, чтобы открыть регулярные коммерческие рейсы из Сиднея в Нью-Йорк и Сиднея в Лондон (17 тыс. км, в полете 20,2 часа).
Когда летательные аппараты «уходят» на заслуженный отдых, не всех ожидает незавидная участь и забвение. Некоторые обретают новую жизнь благодаря энтузиастам, превращающим их в рестораны, кафе, жилые дома и даже отели. Такая кардинальная смена курса произошла и со следующими 8 авиалайнерами и вертолетами, которые оказались на земле умопомрачительными отельными номерами.