Еще в пятидесятых годах прошлого века стали экспериментировать с полным приводом на МЗМА (сейчас АЗЛК). Первые результаты по созданию внедорожника – это автомобили Москвич-410 и Москвич-411. Конечно, это не совсем то, к чему мы привыкли и что у нас ассоциируется с определением «внедорожник», но все-таки. В Советском Союзе подобные автомобили были очень нужны. В государстве постоянно осваивались новые территории, разрабатывались целинные земли и транспорт должен был обладать хорошей проходимостью. Джипов гражданского назначения, естественно, тогда не было, а необходимость в них была острой.
1. «Москвич»: история создания гражданских внедорожников
Первые пробные автомобили быстро ломались / Фото: ged-aged.livejournal.com
Изначально машины себя достаточно хорошо зарекомендовали, но был серьезный недостаток – они быстро ломались. Кузовная часть была очень мягкой, вследствие чего, она просто лопалась, коробка тоже не отличалась высокими эксплуатационными свойствами и регулярно ломалась. В салоне находиться было очень сложно, так как гул зашкаливал по всем параметрам.
Выпущенные образцы имели декоративные небольшие дверцы и брезентовую крышу / Фото: drive2.com
Было принято решение при изготовлении внедорожника использовать лонжеронную раму. Результатом этих усилий стали Москвич-415, выпущенный в 57-м году, и Москвич-416. И одна, и вторая модели были очень схожи с Willys, джипом, сконструированным и выпущенным в Соединенных Штатах. У этих машин были декоративные небольшие дверцы и брезентовая крыша. Практически один в один военные автомобили времен Великой Отечественной войны. И один, и второй автомобили успешно справились с испытаниями, но на этом все и закончилось. Их отправили, так сказать, «на склад».
После долгого забытья Москвич снова был предан совершенствованию / Фото: ulanovka.ru
Снова вспомнили об этих джипах уже в семидесятые годы. Именно тогда Косыгиным был объявлен конкурс на разработку и выпуск внедорожника гражданского типа. Сразу же на заводах ИЖ, АЗЛК и АвтоВАЗ началась активная работа в этом направлении. У москвичей начались свои рабочие будни и разработки, а в Тольятти свои (там создавалась «Нива»). К созданию нового «Москвича» подошли со всей ответственностью. Получился коктейль из Москвичей 415 и 416, разбавленный Москвичем-412. И этой гремучей смеси дали название Москвич-2150.
Новая модель имела хорошие эксплуатационные характеристики / Фото: drive2.com
Новое изобретение было очень простым, не привередливым и что очень важно, надежным. Работал автомобиль на бензине АИ-76 и обладал только шестью точками для смазки. В машине было два бака для топлива, а также предпусковой подогреватель. С двух сторон находились горловины для топлива, а это очень удобно. Машина могла проехать, приблизительно, полтысячи километров на полной заправке.
Разработчики позаботились о мощности нового внедорожника / Фото: drive2.ru
Что было в конструкции интересного, так это неразрезные рессоры и мосты, ну и конечно же, лонжеронная рама. Для передвижения по бездорожью позаботились об отборе мощности и блокировке заднего дифференциала. В связи с этим лебедка крепилась на «ура».
Салон автомобиля трудно назвать комфортным / Фото: news.drom.ru
Все пластиковые элементы в салоне автомобиля травмобезопасные. Сидений во втором ряду, как это традиционно полагается, нет. Этот самый ряд заменили спартанские скамейки. Сиденья спереди регулировались только в одном режиме.
2. Почему «Нива» все-таки выиграла?
В борьбе за первенство победила Нива благодаря удобному салону / Фото: denisovets.ru
Как ни странно, но все дело в комфорте, которого вообще не было. И это несмотря на то, что Москвич выигрывал по проходимости. Со временем этот проект стал интересен военным, которые планировали ежегодно производить по паре десятков тысяч, а то и больше авто ежегодно. Но все так и осталось на уровне разговоров и планов.
Внедорожник Нива полюбился не только отечественному потребителю, но и жителям других стран. Читайте, в чем был секрет популярности советских товаров за рубежом.